Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 30 Октября 2020

«Железные» люди для железных путей

«Железные» люди  для железных путей
02 Авг 2013 09:43 / Общество
– А кто из вас скажет, что стоит на путях – тепловоз или электровоз? – спрашивает у своих детей молодой папаша и показывает в сторону железного «монстра».
– Электровоз, конечно! – бойко отвечает младший из четверых, шестилетний Никита.
Так начинается наша прогулка по Тульскому отделению Московской железной дороги, а заодно и по закоулкам воспоминаний Алексея Заватина, железнодорожника в четвертом поколении. Династии, которую он представляет, – 140 лет.
Луковица прошлого
Мальчик Алеша родился в поселке Депо на улице Паровозной большого города Новомосковска с уже предначертанной судьбой. Его прадед по линии матери Иван Никандрович Дроздов в годы Великой Отечественной войны служил начальником стратегической для страны станции Узловая. Дед – Николай Иванович Афанасьев – с 16 лет кочегарил на паровозе, а потом дорос до помощника машиниста. В лихую годину практически вся родня трудилась на «железке», обеспечивая бесперебойное движение эшелонов с ранеными и боевой техникой.
Мама Алеши, Галина Николаевна, уже в послевоенное время выбрала профессию медсестры в железнодорожной больнице. А ее мужа, своего зятя, Николай Иванович сразу стал приучать разбираться в оборудовании стальной магистрали. Начав простым слесарем, за 45 трудовых лет Валерий Васильевич Заватин дорос до начальника локомотивного депо. Так что на заслуженный отдых его проводили почетным железнодорожником с медалью «За трудовое отличие» и многими ведомственными наградами.
А когда у Заватина-старшего появился собственный сынок, он сызмальства стал посвящать пацаненка в премудрости различной техники.
– Я застал еще стальные исполины, которые дышали паром, – начинает свой рассказ Алексей Валерьевич. – Ведь с пятилетнего возраста ходил с отцом в локомотивное депо. Он был влюблен в свое дело. Будучи по основной специальности инженером-механиком, отец работал и элект­риком, и электронщиком. Для него было чрезвычайно важным, чтобы «организм» депо – все его узлы и системы – функционировал как часы…
Детство в депо
Маленького Алешку знали в депо все – от слесарей до начальства.
Для «сына полка» железнодорожники сшили даже специальные кирзовые сапожки. Алешке еще и восьми лет не исполнилось, а он уже не только видел двигатель внутреннего сгорания, но и мог перебрать его. Вместе с батей, конечно…
И даже когда сорванец пошел в школу, свой первый трудовой коллектив оставить не смог. После уроков – сразу в депо.
– Я любил машины, это моя стихия. Кроме тепловозника никто не поймет и не почувствует «гигантов» стальных магистралей. Тепловозы – вроде бы механизмы из металла, а когда «спят» в депо, «дышат» как живые организмы…
Поэтому при выборе дальнейшего пути Алексей и не думал об институте. Он собирался в железнодорожное училище – на помощника машиниста. Да не тут-то было. Строгий отец доходчиво объяснил, что без надежного образования жизнь покажется как картинка в третьесортном черно-белом кино: серой и прозаичной.
Пришлось отправляться за «красками» новых знаний в Новомосковский институт имени Д. И. Менделеева на специальность «промышленное электроснабжение». Сразу удалось поступить на вечернее отделение.
– Не пришлось расставаться с родным депо! – с упоением продолжает Алексей Валерьевич. – А так как мне не исполнилось еще и 18 лет, официально можно было устроиться только во вспомогательные цеха. Я записался в плотники и стал осваивать художественную резьбу по дереву…
За отличную учебу юношу быстро перевели на дневное отделение. Пришлось все-таки на время оставить «железку». А потом события закружились, как в калейдоскопе: возвращение на предприятие, обучение на курсах управления тяжелой техникой и переезд в областной центр вслед за отцом. В 1995 году Валерия Васильевича пригласили в Тульское отделение железной дороги на должность заместителя начальника отделения по тепловозной тяге. Он отвечал за тепловозное хозяйство всего региона.
Как-то в один из воскресных дней молодого механика Заватина, копавшегося по локоть в грязи во внутренностях очередной машины, увидел проходивший мимо тогдашний начальник вневедомственной охраны Тульского отделения Московской железной дороги и предложил перейти к нему на службу.
Спите спокойно –
за пультом Ирина
Алексей и представить не мог, что в линейный отдел Московского управления внутренних дел железнодорожного транспорта попал не случайно. Дорога жизни привела его… к любимой.
Девушка Ирина тоже была из семьи железнодорожников. Она с отличием окончила политехнический институт по строительной специальности и выходила из альма-матер уверенной поступью. Только производству эпохи перестройки молодежь вообще не требовалась. Поэтому место дежурной пульта вневедомственной охраны показалось для нее удачей.
К моменту прихода Алексея Ирина стала уже известной личностью на службе. Она три года подряд побеждала в конкурсах «Лучший по профессии». «Спите спокойно – за пультом Ирина» – так называлась статья в местной прессе об уникальном диспетчере. Пройти мимо умницы и красавицы бравый парень, конечно, не смог…
Теперь в семье Заватиных растут четверо детей от 6 до 12 лет. Три дочери – Настя, Лена и Таня да «нежданчик» Никита, как ласково зовет младшенького мама.
Пролетело несколько тревожных лет, прежде чем глава семейства дослужился до заместителя начальника отдела и решил оставить милицейскую службу. Погоны майора он подкрепил медалями «За службу России», «За отличие в службе», крестом «За верность долгу». И еще одними – юридическими – «корочками».
Кстати, вторые высшие образования оба родителя получали одновременно, когда на руках уже было трое детей. Правда, папа углублялся в психологию и римское право в Международном юридическом институте при Министерстве юстиции, а мама вникала в законы экономики в Московском институте инженеров транспорта. К тому времени она уже работала в бухгалтерии Тульского отделения Московской железной дороги.
– Бывало, только дети заснут, мы раскладываем курсовые и вместе обсуждаем, у кого что не получается, – вспоминает Ирина Константиновна.
Мой вопрос: «Когда же вы все успевали?» – вызывает недоумение и повисает в воздухе.
– Она у нас еще и хлеб печет, вышивает бисером и гладью, вяжет крючком и на спицах,– объясняет Алексей Валерьевич. – Просто в десять вечера кончается детское время. А потом до полуночи – период самовыражения. Теперь-то, конечно, проще стало, дочери подросли, помогают по хозяйству.
Недавно дружный коллектив Заватиных участвовал в городском конкурсе «Семья года-2013». Они представляли Привокзальный район Тулы. Их стенд со всяческими поделками и наградами отца судьи оценили как один из самых лучших…
Соблюдение прав – забота инспектора
О том, что Заватин готов сменить поле деятельности, узнал заместитель председателя дорожного профсоюза железнодорожников на Московской железной дороге Борис Парамонов. Он пригласил его проявить себя в новом качестве. И теперь Алексей Валерьевич отстаивает интересы железнодорожников как правовой инспектор комитета Межрегиональной общественной организации ДОРПРОФЖЕЛ на Московской железной дороге, прекрасно разбираясь в тонкостях системы изнутри.
Сталкивается ли он с конфликтными ситуациями? Говорит, что практически ежедневно.
– Стараешься разобраться в хитросплетениях отношений сотрудника и работодателя, вооружившись опытом и знаниями законов. Вникать приходится во все: в трудовое, жилищное и гражданское законодательство, во внутренние нормативы предприятия, – рассказывает Алексей Валерьевич. – В наиболее сложных ситуациях помогает непосредственный руководитель, авторитетный человек – все тот же Борис Петрович Парамонов.
Правда, в последнее время, по словам Заватина, люди опасаются прибегать к помощи правового инспектора. Приходится самому идти «в народ». Например, летом актуальна проблема соблюдения графика отпусков. Кто способен разрешить ситуацию? Конечно, профсоюз. И в первую очередь – на основе коллективного договора. Но, помогая другим, Алексей Валерьевич не всегда может отстоять интересы своей семьи.
Блестящий ярлык
Так Заватин называет льготы для многодетных. «Блестящий», потому что привлекает внимание окружающих и даже у некоторых вызывает зависть: мол, у кого-то есть «халява». На самом деле он отвлекает от истинных проблем больших семей. Вроде бы многодетным легко получить жилье или субсидию на его строительство. Однако когда Заватины обращались с подобной просьбой, собрали все необходимые документы, то получили отказ в официальном письме. Потому как семья в ту пору была прописана в стареньком домике в районе области и вроде как в жилье уже не нуждалась…
Поселок Мясново, где они обитают сейчас, не слишком благоустроен. Заватины просили асфальтировать 100 метров пути до автобусной остановки, чтобы детям не чавкать ботинками в осенней жиже. Власти обещали рассмотреть вопрос… в 2015 году.
– Тогда мы написали ходатайство об установке хотя бы уличного фонаря. Ведь скоро начнет рано темнеть, а детям придется возвращаться со второй смены. Однако не нашлось ни одного фонарного столба, – сетует Алексей Валерьевич.
Но семья не привыкла ждать милостей. Родители взяли в кредит «ниву», для того чтобы привозить ребят из школы, а заодно – путешествовать летом по стране. Только опять незадача вышла. Не подумал отечественный автопром о минивэне для таких семей.
– Представляете, как можно установить четыре детских кресла на заднем сиденье машины? – возмущается отец семейства. – И я с трудом. Приходится идти на нарушение правил. А что делать? Ведь просторные иномарки нам не по карману. Друзья нашли в Интернете недорогой «опель вивара» всего за 200 тысяч рублей, так его «растаможка» дороже авто ровно в два раза…
Куда ни кинь – везде клин. Только железнодорожники не сдаются. У них все из металла – и пути, и машины, и характер.
Поэтому в активе семьи – поездки на Селигер и Куликово поле, участие в соревнованиях «Спорт поколений» и в недавнем велопробеге, посвященном 10-летию компании ОАО «Российские железные дороги» и 70-летию Курской битвы. Правда, в качестве команды поддержки, потому как шесть серь­езных велосипедов родителям не по карману…
На вопрос, хотели бы они, чтобы их дети продолжили династию железнодорожников, старшие Заватины дружно отвечают:
– Конечно. Россия – огромная страна. И будущее все же – за железными дорогами. Уже сейчас здесь – полигон высоких технологий, а дальше будет еще интересней. Но окончательный выбор пусть сделают сами ребята.
 Ольга МУХЛАЕВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Читайте также

Защитить дом с умом. Чем полезны интеллектуальные домофоны
16 Окт 2020 14:21 / Общество
Домофоны, видеодомофоны, видеонаблюдение на придомовой территории и в подъезде – все эти «умные» устройства придуманы для того, чтобы сберечь в целости наше имущество, препятствовать входу людей посторонних и главное – сохранить личную безопасность. С обычными квартирными трубками, видеодомофоны с передачей изображения на сервер оператора или на экран в квартире, с облачным хранением и без хранения данных, с возможностью связи с экстренными службами – сегодня для круглосуточной охраны дома «умными» устройствами используются все ресурсы и разработки. Как это происходит, рассказала заместитель министра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Елена Казмерчук. Читать »
Кто за грибами, а кто за «Веттерли-Витали»
14 Окт 2020 12:36 / Общество
Говорят, история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – нет, в нашем случае, конечно, не в виде фарса, а, скорее, гражданского подвига неравнодушных земляков. Объясняем: в 1941-м лихвинские партизаны оборудовали в лесу несколько землянок, откуда выходили на задания и где отдыхали после боев. За ними впоследствии присматривали местные краеведы – вплоть до развала СССР, водили туда школьников-экскурсантов, потом сооружения сгнили, про них подзабыли, но уже в наши дни в Суворовском районе нашлись люди, которые решили воссоздать лагерь лесных мстителей. Можно много говорить о патриотическом воспитании – а можно делом доказать, что память о героях жива. Читать »
Квартира как стимул добывать уголек
14 Окт 2020 07:10 / Общество
Если вы думаете, что слова «гласность» и «перестройка» вошли в лексикон советского человека лишь в горбачевские времена, то вы ошибаетесь. Оказывается, уже в 1980-м они замелькали на страницах киреевской газеты «Маяк». «Перестройка начинается сегодня» – так называлась статья в районке (кстати, под редкой рубрикой «Интервью с отстающими»), в которой речь шла о том, что «шахта «Смирновская» на протяжении Х пятилетки работает хуже других угольных предприятий района, ее ежегодный долг в среднем составляет 40 тысяч тонн угля». Впрочем, мы не только перелистали газетную подшивку в областной библиотеке, но и отправились на ту самую шахту – точнее, в те места, где она когда-то существовала: в поселок Головлинский. По пути встретили словоохотливую женщину. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png








Предпочтительный формат


Наш Twitter