Культура

Виктория Ткач: Люди к Вересаеву едут

Наталья ПАНЧЕНКО
Фото: архив Виктории ТКАЧ

15 января исполнилось 33 года со дня основания в Туле Дома-музея В. В. Вересаева, а 16 января — 158 лет со дня рождения самого писателя — врача, переводчика, литературоведа, участника военных действий начала XX века, лауреата Пушкинской (1919) и Сталинской (1943) премий.

Познакомиться с жизнью и творчеством Викентия Викентьевича сегодня едут из всех регионов страны.

В гостях у «Тульских известий» — заведующая Домом-музеем В. В. Вересаева Виктория Ткач. О создании единственного в России музея писателя, о первых его сотрудниках, о том, какие мероприятия можно посетить в музее сейчас, а их подготовлено очень много, мы и будем говорить с Викторией Юрьевной.

 — Виктория Юрьевна, как создавался музей, которым вы заведуете?

 — В 1912 году дом на Верхне-Дворянской улице (сейчас это улица Гоголевская), в котором родился и до 17 лет жил Викентий Вересаев, после кончины его мамы Елизаветы Павловны Смидович перешёл в собственность государства. Долгое время здесь проживали 14 семей. А в 1950–1960-е годы в Туле началось активное движение по организации в доме Смидовичей музея, посвящённого жизни и творчеству писателя. Принимала участие в решении этого вопроса и племянница Викентия Викентьевича, его литературный секретарь Валерия Михайловна Нольде. Она дважды — в 1969 и в 1986 годах — передавала Тульскому областному краеведческому музею большую часть мемориальных предметов, ставших основой музейной экспозиции. Наконец в 1980-е годы жильцов из вересаевского дома переселили, и Ленинградский оформительский комбинат смог приступить к реставрации здания. Но нужно было ещё облагородить территорию усадьбы. Этим занялись многие неравнодушные к своей истории и культуре туляки. В наших фондах сохранились фотографии, запечатлевшие горожан, занимающихся благоустройством усадебной территории. Это, кстати, единственная сохранившаяся в Туле городская усадьба. 15 января 1992 года Дом-музей Вересаева был открыт.

 — Вы начали работать в нём как младший научный сотрудник в 2003 году.

 — Да. Заведовала тогда домом-музеем Любовь Ивановна Кузнецова. Именно она задавала тон проводимым у нас мероприятиям, создавала атмосферу, которую мы стараемся поддерживать и сейчас. В нашем музее трудилась замечательный фондовый работник, первый хранитель мемориальной коллекции Вересаева Ирина Георгиевна Соколова, тщательно изучавшая и описывавшая эту коллекцию, много времени проводившая в Государственном архиве Тульской области. К 200-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина Ирина Георгиевна издала научный каталог «Пушкиниана Вересаева».

 — Наверное, и с Вячеславом Ивановичем Ботем вы работали.

 — Это ещё одна легендарная личность — почетный гражданин города, человек-энциклопедия, известнейший краевед Тульской области, заслуженный работник культуры РСФСР. С 1957 по 1989 годы он был директором Тульского областного краеведческого музея, а с начала образования музея Вересаева и до ухода из жизни в 2019 году работал у нас ведущим научным сотрудником. Не могу не сказать о Валентине Олеговне Старостиной, тоже стоявшей у истоков создания музея Вересаева. Именно она разработала экскурсию, которая лежит в основе всех проводимых сегодня по экспозиции музея экскурсий.

 — Что привело в Дом-музей Вересаева вас: любовь к творчеству писателя, к литературе вообще, интерес к научным исследованиям? Или, может быть, всё сразу?

 — Наверное, любовь к литературе вообще. Когда Любовь Ивановна пригласила меня работать в музей, я была сотрудником Мемориального музея Николая Ивановича Белобородова. Глубочайшая благодарность Ираиде Львовне Савко, заведующей этим музеем — ему в марте исполнится 30 лет, за то, что она обучила меня основам музейной работы. У нас было множество творческих мероприятий. А я, поскольку окончила факультет иностранных языков Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого, получила ещё возможность проводить для студентов-иностранцев и наших студентов и школьников экскурсии на французском языке. И когда Любовь Ивановна пригласила меня работать в музей Вересаева, я была рада приступить к новой работе в качестве литературного сотрудника. Одним из моих первых проектов стало создание в 2004 году литературного кружка для школьников, где они знакомились и продолжают знакомиться с творчеством писателя и пробуют сочинять сами. Через два года мы заявили о себе как литературное объединение «Муза».

 — Какие экскурсии проводит ваш музей?

 — Разные, и их очень много. В этом году ко дню рождения писателя мы ввели новую экскурсию — «Вересаев в кадре. Взгляд на эпоху через фотообъектив». Исследуя вересаевский мемориальный фонд, мы обратили внимание, что из 2443 единиц этого фонда 600 — фотографии: членов семьи, самого Вересаева, выполненные известными советскими фотохудожниками; фотографии писателей, с которыми Вересаев общался и которые дарили ему на память свои фото с автографами, — портретные снимки Антона Чехова, Леонида Андреева, Максима Горького. На основе этого материала мы подготовили экскурсию, в ходе которой рассказываем не только об эпохе Вересаева и его литературных связях, но и о том, когда в Туле появились первые фотомастерские, у кого фотографировалась семья Смидовичей, каковы были принципы фотографирования: как нужно было держаться перед фотокамерой, какую одежду надевать… В декабре этого года мы представим ещё одну экскурсионную программу.

 — Понятно, что подготовка большого количества экскурсий музею не требуется, и всё же — сколько вы их готовите за год?

 — Как показала практика, наших посетителей больше привлекают мероприятия, приуроченные к каким-то датам. Одно из них мы подготовили недавно к 81-й годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда — рассказываем студентам и школьникам о жизни наших соотечественников в окружённом врагом городе. В этих мероприятиях мы стараемся гармонично чередовать образовательный материал и интерактивные задания, проводим музыкальные викторины, связанные с военными песнями.

 — Викентий Викентьевич тоже был участником военных событий.

 — Да, писатель участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах, он пережил Гражданскую войну. В Великую Отечественную Вересаев, будучи уже в преклонном возрасте — ему было 74 года — выступал перед ранеными в госпиталях, перед солдатами, идущими на фронт. В это время он находил в себе силы заниматься и литературной деятельностью. И мы подготовили мероприятие «Вересаев в годы Великой Отечественной войны». Рассказ свой мы подкрепляем показом уникальных экспонатов — продовольственных карточек писателя, книг с автографами грузинских авторов — из закрытого мемориального фонда музея. В нашем фонде сохранились и военные письма Вересаева, и мы учим участников этого мероприятия писать фронтовые письма. Студенты забирают потом составленные ими послания на память.

 — Мероприятия, связанные с врачебной деятельностью писателя, тоже проводите?

 — Обязательно. Одно из них — «Медицина в жизни и творчестве Вересаева». Опираясь на материалы о медицинском опыте Викентия Викентьевича, на его «Записки врача», мы разработали специализированные занятия, причём с интерактивными заданиями, для студентов-медиков Тульского областного медицинского колледжа. Рассказываем нашим слушателям о санитарном состоянии Тулы конца XIX века и о деятельности Викентия Игнатьевича Смидовича, отца Вересаева, основателя Тульской городской больницы и санитарной комиссии. Говорим об эпидемии брюшного тифа в Туле в 1890-х годах, в подавлении которой участвовал Викентий Игнатьевич и во время которой заразился страшной болезнью и скончался в 1894 году. Рассказываем об эпидемии холеры в 1892 году в Юзовке — так в 1869–1924 годах назывался Донецк. А завершаем цикл ковидными событиями — с ними наша молодёжь и сама знакома.

 — Есть ли у вас программы для семейной аудитории?

 — Есть — «Путешествуем с Вересаевым». Вересаев бывал во Франции, Германии, Италии, Египте. Это позволило нам создать целый блок трёхчасовых мероприятий: «Окно в Париж», «Новый год по-древнеегипетски», «День Японии в Доме-музее Вересаева», «Ясу, Эллада! Здравствуй, Греция». У нас есть чудесный цикл мастер-классов для семейной аудитории «Плюшкин магазин». Мероприятия проходят дважды в месяц. Для детей и школьников подготовлена экскурсия «Воспитание в семье Смидовичей». Мы всегда разрабатываем какую-то интересную тему и к Новому году.

 — А если всё-таки о статистике — «чего и сколько»?

 — В течение года мы готовим девять фольклорных мероприятий, которые проходят в летний период на усадьбе, а в холодное время года — в здании музея; проводим двенадцать музейно-педагогических занятий для дошкольников и примерно двадцать мероприятий в рамках цикла «Плюшкин магазин». У каждого мероприятия — свой сценарий.

 — Темпы подготовки мероприятий, их качество — не обсуждается, всё на самом высоком уровне. А какова отдача? Вы довольны количеством посетителей, интересующихся жизнью и творчеством Вересаева?

 — Несмотря на то что у нас есть постоянная аудитория, всегда хочется большего — большего количества гостей, большей их активности, любопытства, направленного на изучение истории и культуры своей страны. К нам приходят не только туляки и жители Тульской области. К нам приезжают туристы из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга. Если говорить о завершившихся новогодних каникулах, мы принимали посетителей из Севастополя, Орла, Воронежа, Калуги, Курска, Белгорода, Калининграда, Новосибирска, Ханты-Мансийска. Приезжали туристы из Карелии, Татарстана, Приморского и Алтайского краёв. Из Минска туристы приезжали. Люди едут, причём едут к Вересаеву, едут целенаправленно. Случайных посетителей — минимальный процент. И когда видишь такую отдачу, такой интерес, горящие глаза, хочется больше рассказывать, хочется изобретать новые программы, готовить новые мероприятия, делиться экспонатами из закрытого фонда, научными наработками — всем, что у нас есть.

Другие новости