Любовь и школа
- 16:28 12 ноября 2024
Сергей МИТРОФАНОВ
Фото: Сергей КИРЕЕВ
Тимофей Колодний участвует в региональном фестивале молодых педагогов «Учитель – ты, учитель – я, вместе мы – одна семья» уже третий раз. Он родом из Богородицка, а работает учителем в школе в деревне Дудкино Кимовского района. В профессию пришел неслучайно – общий педагогический стаж семьи молодого человека 151 год: педагогами были его родители, бабушка, крестная.
«Силы мы все же находим всегда»
– Выбор, кем стать, есть всегда у каждого. Просто я сделал свой выбор в пользу работы на общество, в пользу продолжения традиций семьи, – рассуждает Тимофей Сергеевич. – Получать профессию поехал в Елецкий госуниверситет. Я преподаватель иностранных языков – английского и немецкого. Знание языков действительно перед тобой открывает широкие дали. В этой связи многие спрашивают: «Почему в школе сидишь? Ты же можешь выучить язык программирования и зарабатывать больше». Но я все же решил связать себя именно со школой. Нельзя сказать, что все дети с удовольствием учат английский, обязательно кто-то спросит: «Зачем мне знать язык, если я буду трактористом?» А я отвечаю: «А вы посмотрите в окно и увидите рекламу на английском. А слов вы не знаете. А вдруг там что-то полезное написано? Например: «Раздадим миллион тем, кто сейчас позвонит». Я поэтому всегда стараюсь найти способы заинтересовать ребят.
Заслуга учителей – их ученики, в том числе и продолжатели педпрофессии. Так, две выпускницы школы, где преподает Тимофей Колодний, теперь учатся в Черни в педколледже – будут учителями начальных классов. Отдача – налицо!
– Наверное, самая главная сложность нашей работы заключается в следующем: у учителя в жизни могут возникать самые разные трудности, проблемы, но, переступая порог школы, он должен помнить – ты в любой ситуации должен быть ребятам поддержкой, даже если у тебя у самого для этого, казалось бы, не остается никаких сил. Но если уж учитель – это призвание, то и силы мы все же находим всегда. Надеюсь, что моя жизнь и через много лет будет связана с образованием. Хочу образование в стране, в нашей области или в своей маленькой школе делать лучше. Буду помогать детям становиться достойными гражданами. А если повернуть время назад и жизнь начать заново, то я проделал бы этот же путь, но вот только для изучения вторым языком выбрал бы не немецкий, а китайский, – улыбается собеседник.
Профессия без «дней сурка»
Григорий Голубков – учитель английского в школе № 2 Новомосковска. Учился в техническом классе. Связывал свое будущее с физикой. А потом посоветовался с семьей и решил: надо все же штудировать языки. Как и Тимофей Колодний, поступил в вуз в Ельце. А в профессию пришел, будучи студентом четвертого курса. Многих школяров нередко так и подмывает поиздеваться над молодым педагогом, для которых он – почти ровесник. В этой связи Григорий Васильевич старается привить ученикам такие понятия, как субординация, уважение. Жена нашего собеседника – учитель начальных классов. В этой же школе, где работают Голубковы, они и познакомились – родилась семья, у них подрастает будущий ученик, сейчас ему год и три месяца.
– Решил идти именно в школу – мне было очень интересно проверить на практике то, о чем нам с теоретической точки зрения говорили методисты, психологи. Работает ли это так? По факту выяснил для себя – отчасти работает! Но при этом быстро «снял с себя розовые очки» и понял, что проблем в школе больше, чем ты думаешь. Но мы их решаем, – поделился Голубков. – Плохих учеников нет. Есть случай, когда ты не можешь найти подход. Образование – это тандем, состоящий из учителя, ученика и родителей. Мы, педагоги, должны получать обратную связь от родителей. Если мы окажемся в доверительном контакте с родителями, то сможем достичь самых высоких результатов максимально быстро. Я стараюсь быть для детей другом, к которому они могут прийти высказаться; посоветоваться, как решить какую-то проблему. Ведь в силу застенчивости не всегда ребята могут в чем-то признаться близким. Профессия учитель – уникальная, безумно интересная, нестандартная, у нас не бывает «дней сурка», постоянно что-то новое. Кстати, у меня тоже огромная педагогическая династия – ей 163 года! Прабабушка была кандидатом химических наук в Кемеровском техникуме.
Как биолог изучал агрессию заключенных
Виктор Тронин – учитель биологии в ЦО № 39 в Туле. Отучился в Удмуртском университете. И мама, и бабушка – педагоги, но наш собеседник поначалу выбрал организацию мероприятий, открытие детских парков развлечений, ресторанную сферу, в пандемию чуть-чуть занимался репетиторством. Однако несколько лет назад позвали в школу – и молодой человек согласился.
– А это современная школа, оснащенная новейшим оборудованием – оно необходимо, если хочешь интересно что-либо объяснять детям, – говорит Виктор Валерьевич. – Если есть все возможности, почему бы и не попробовать? Решил продержаться хотя бы первые полгода – получится у меня или нет? В итоге затянуло, хотя у меня не было педобразования, я чисто классический биолог по специализации «психофизиология». Диплом писал по теме проявления агрессии – выезжал в колонию, изучал заключенных с «тяжелыми» статьями. Была возможность получить дополнительный педдиплом, который идет к основному, и я ею воспользовался. На мой взгляд, учитель – это огромная ответственность, это сложная эмоционально-психологическая работа, особенно для мужчин, которые признаются, что легче на заводе точить гайки. Детей не всегда предугадаешь, они могут быть как бомба непонятной конструкции, которая способна взорваться в любой момент. И все же мне нравится моя профессия – ты учишь будущее твоей страны и человечество в целом!
Напомним, у нас насчитывается около 20 тысяч работников сферы образования: это и учителя, и воспитатели дошкольных учреждений, и педагоги допобразования, и представители системы среднего профессионального образования.
– Уважаемые молодые педагоги, в Год семьи добро пожаловать в нашу большую дружную семью; она – очень верная, очень крепкая, она никогда не подведет, а Ясная Поляна, где мы находимся, – особое место, с особыми традициями уважения к истории и культуре страны и с особой теплой атмосферой; музей и школа работают в серьезной связке, у яснополянских коллег есть чему поучиться, – обратилась к собравшимся министр образования области Оксана Осташко. – По поручению губернатора Дмитрия Миляева работа с молодыми специалистами сферы образования – в зоне особого внимания. Изменилась на сегодняшний день система оплаты труда, мы очень серьезно к этому вопросу с профсоюзной организацией подходили в плане обсуждения и принятия решения. В этом году для педагогов – молодых специалистов предусмотрена дополнительная надбавка в 10 процентов к должностному окладу, которая устанавливается на три года либо до получения квалификационной категории. Внимательно относимся и к конкурсному движению, призам, наградам. Огромное спасибо за то, что вы пришли работать в систему образования и что сделали свои первые шаги в профессии. Впитывайте, учитесь, постигайте, познавайте. В добрый профессиональный путь!