Ираида Савко: В музее надо работать долго
- 16:33 05 марта 2025

Фото: Геннадий Поляков
Наталья ПАНЧЕНКО
Фото: Геннадий ПОЛЯКОВ
Мемориальный музей Николая Ивановича Белобородова – изобретателя первой в России хроматической гармоники и организатора первого в мире оркестра гармонистов – 25 марта отметит 30-летие. Сегодня в гостях у «Тульских известий» – заведующая мемориальным музеем имени Н. И. Белобородова Ираида Савко. Говорить с Ираидой Львовной мы будем о самом Николае Ивановиче и особенностях его характера, о созданном им оркестре и о работе музея.
– Ираида Львовна, с чем было связано открытие мемориального музея Николая Ивановича Белобородова в 1995 году, отнюдь не юбилейном для музыканта?
– Решение о создании мемориального музея, посвящённого жизни и деятельности Николая Ивановича, было принято давно. А его открытие в 1995 году приурочили к проведению 3-го конкурса юных исполнителей на баяне и аккордеоне имени Н. И. Белобородова, который проходил 25-29 марта и тогда же, кстати, получил статус международного. В день открытия музея у нас побывало более тысячи человек, первыми его посетителями стали участники конкурса и их преподаватели. К слову, в этом году состоится уже 13-й международный конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеоне имени Н. И. Белобородова, и проходить он будет с 27 по 31 марта на базе Тульской областной детской музыкальной школы им. Г. З. Райхеля. В 1997 году на доме, в котором расположен наш музей, была установлена мемориальная доска. А построил этот дом в 1794-1799 годах дед музыканта – Матвей Макарович, купец первой гильдии, человек богатый и знатный. В течение 30 лет мы проводим большую музыкально-просветительскую работу. Были организованы выставочные проекты с крупнейшими музыкальными музеями – Российским национальным музеем музыки, Государственным мемориальным музеем Александра Николаевича Скрябина, Ярославским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником и его филиалом – домом-музеем Леонида Витальевича Собинова, Государственным мемориальным музыкальным музеем заповедником Петра Ильича Чайковского. Уже не говорю о многочисленных собственных мероприятиях – экскурсиях, лекциях, выставках…
– Какие мероприятия, посвящённые 30-летию музея, состоятся 25 марта?
– Мы откроем выставку «Гармонь на все времена»: на ней будут представлены образцы инструментов, изготовленных на фабрике «Тульская гармонь». В доме Белобородовых всегда звучала и звучит музыка, поэтому в праздничный день состоится концерт, подготовленный силами преподавателей и студентов Тульского колледжа искусств имени А. С. Даргомыжского, преподавателей и учащихся Тульской областной детской музыкальной школы имени Г. З. Райхеля, творческих коллективов Тулы.
– 15 февраля музей отметил день рождения самого Николая Ивановича, а через три года вы будете праздновать 200-летний юбилей гармониста.
– Да, но мы отмечаем день рождения Николая Ивановича по новому стилю – 27 февраля. В этот день посетителям музея была представлена сопровождавшаяся музыкальными иллюстрациями программа «Творец Тульской хромки». В год 200-летнего юбилея, в 2028 году, планируем провести очередные Белобородовские музыкально-краеведческие чтения, охватывающие широкий круг проблем, связанных с музыкальным краеведением, образованием, опытом работы, перспективами развития музыкальных музеев, и, конечно же, подготовим праздничный концерт с участием солистов и музыкальных коллективов нашего города. Первые чтения состоялись в 2003 году: мы их проводим один раз в пять лет. К участию в чтениях приглашаем представителей различных музеев. В 2023 году к нам приезжали сотрудники Мемориального музея-квартиры Елены Фабиановны Гнесиной при Российской Академии музыки имени Гнесиных. Приезжают краеведы из районов, сотрудники Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», принимают участие в чтениях и студенты.
– В этом году ещё одна юбилейная дата – 150 лет изобретению самой гармоники.
– Николаю Ивановичу хотелось усовершенствовать исполнительские возможности инструмента, и в 1875 году он изобрёл гармонику с полным хроматическим рядом из 12 звуков, на которой можно было бы исполнять сложные произведения. В 1878 году двухрядная гармоника была изготовлена большим другом Николая Ивановича – Леонтием Алексеевичем Чулковым. Работая над заказом Белобородова, Чулков, чья мастерская была оснащена всевозможными техническими приспособлениями, впервые применил резонаторную камеру, которая явилась прообразом тембровой камеры современных баянов, аккордеонов, гармоней.
– Николай Иванович Белобородов – первый, кто сконструировал гармонику, первый, кто создал оркестр гармонистов. В чём ещё он был первым?
– Когда Софье, старшей дочери Белобородова, исполнилось пять лет, он нанял учителей, которые обучали её игре на фисгармонии, и часто присутствовал на занятиях. Конечно, Белобородову самому захотелось выучить нотную грамоту, и он стал первым, кто из отечественных гармонистов ею овладел. В 1885–1886 годах Белобородов создал из рабочих оружейного и патронного заводов первый в мире «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках». Поскольку музыканты в созданном им оркестре были люди малограмотные, он написал «Школу игры на хроматических гармониках по системе Белобородова», став, таким образом, автором одного из первых методических пособий по обучению игре на хроматической гармонике. Помогала ему в составлении пособия, которое в 1880 году было издано Н.М. Куликовым в Москве, дочь губернского архитектора И.С. Иванова, автора проекта Дома Дворянского собрания в Туле, построенного в 1849–1852 годах. Оркестр Белобородова был первым, игравшим по нотным партитурам, первым – исполнявшим классические произведения. Наконец, Николай Иванович был не только первым педагогом, обучавшим игре на хроматической гармонике, – он стал первым сочинять музыку для «хромки». К сожалению, ноты его сочинений не сохранились, но известно, что он написал польку «Фантазия», кадриль «Охота»», вальс «Полярная звезда».
– Строгим руководителем был Николай Иванович?
– Дотошным. На репетициях оркестра требовал, чтобы играли точно по нотам, чтобы акценты были расставлены, как того требует мелодия. Заставлял музыкантов несколько раз повторять исполненное, чтобы запомнить правильное звучание произведения. Но требовательным он был, как вы заметили, и к себе. А главное – Николай Иванович был человеком, увлечённым своим делом, не требующим ни званий, ни наград, добрым, открытым, щедрым, абсолютно бескорыстным. Поэтому внимание посетителей нашего музея мы обращаем прежде всего именно на эти его качества.
– В 1893 году недалеко от Косой Горы произошла встреча Николая Ивановича с Львом Николаевичем Толстым…
– Да, летом 1893 года на станции Козлова Засека Толстой встретился с оркестрантами. Здесь же, на поляне около станции, состоялся импровизированный концерт. Лев Николаевич с большим вниманием прослушал несколько мелодий, был исполнен даже «Полонез» Огинского, что очень удивило писателя, и поблагодарил гармонистов. Вообще, Белобородов и Толстой встречались не раз. Приглашали друг друга в гости. Известно, что Лев Николаевич бывал даже на репетициях оркестра. А 22 февраля 1897 года присутствовал на первом публичном выступлении оркестра Белобородова в здании Дворянского собрания и опять высоко оценил игру гармонистов. Программа была принята публикой восторженно. «Камаринская» исполнялась на бис трижды.
– Много ли экспонатов поступило в музей за 30 лет?
– Много, наш фонд пополняется постоянно. Появились гармони и баяны тульского производства периода 1920–1980-х годов, появился кнопочный аккордеон Granesso и итальянский аккордеон Paolo Soprani. Сегодня в фонде музея есть коллекции предметов, посвящённые выдающимся личностям Тульского края – Иосифу Александровичу Михайловскому, Генриху Самойловичу Гиндесу, Павлу Васильевичу Рудакову, Михаилу Кондратьевичу Нестеренко, Валентине Никитичне Лазутиной… У нас есть комплекс фотографий, связанный с гармонной фабрикой братьев Киселёвых – одним из крупнейших предприятий гармонного промысла в России. Фотоснимки передала музею потомок семьи Эмилия Алексеевна Князева. В канун 55-летия празднования Великой Победы фонд музея пополнился коллекцией, посвящённой баянисту-фронтовику Николаю Михайловичу Земцову. В её составе фотографии музыканта и баян, с которым он прошёл войну от Тулы до Берлина. Передала нам эти экспонаты дочь Николая Михайловича – Инна Дятлова. Рабочие инструменты отца и фотоматериалы передала музею дочь мастера-гармонщика Анатолия Васильевича Пастухова Татьяна Куршева. Все эти экспонаты, благодаря которым мы можем показать более широкую картину развития музыкальной культуры Тульского края, музей получал в дар на протяжении 30 лет своего существования.
– Какие экскурсии в вашем музее наиболее популярны?
– «Тульский самородок» – о Николае Ивановиче и истории тульского гармонного производства, «Учитель и ученик» – о Белобородове и его талантливом ученике Владимире Петровиче Хегстреме (1865–1920), который с 1903 по 1920 годы возглавлял оркестр хроматических гармоник. Под его руководством коллектив активно концертировал – выступал в Петербурге, Воронеже, Калуге, Пензе, Сумах, Курске. В декабре 1907 года оркестр дал концерт в Малом зале Московской консерватории. В 1906 году Владимир Петрович организовал «Первое Российское общество любителей игры на хроматических гармониках». Проводим мы и виртуальные экскурсии. Одна из них – «Вдоль по Киевской». Киевской улицей раньше назывался проспект Ленина в Туле, на котором расположен наш музей.
– В ваш музей и на лекцию можно прийти…
– Обязательно. Есть лекции, которые я провожу сама: «Чарующие звуки вальса», «Страна берёзового ситца», посвящённая Сергею Есенину, «И поёт мне в землянке гармонь», «Творец тульской хромки»… Все они сопровождаются музыкальными иллюстрациями и пользуются большой популярностью. В связи с тем, что 2025 год объявлен Годом защитника Отечества, мы будем чаще показывать музыкально-поэтическую программу «Симфония мужества», в которой обязательно звучит симфония № 7 («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича. Грандиозное произведение, воспевающее силу и непобедимость русского народа. После подписания Акта о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии в одном из новостных выпусков европейский репортёр сказал: разве можно победить страну, в которой во время таких страшных событий люди могут писать такие произведения и исполнять их в блокадном городе?.. Проводим мы и интерактивные программы, например, «Тульская гармонь на фронтах войны». Под аккомпанемент баяна поём «Тульскую оборонную», «День Победы». Обязательно будем показывать программу «Поклонимся великим тем годам». Здесь звучит живая музыка в исполнении нашего баяниста-методиста Бориса Владимировича Рудомазина, который сопровождает вообще все наши мероприятия.
– Вы тулячка?
– Да. Но более 20 лет с мужем-военным прожила в Петропавловске-Камчатском. Когда он демобилизовался, приехали в Тулу. Мне предложили возглавить музей Белобородова, и я согласилась. За годы работы музей стал для меня родным. Это благодаря коллективу сотрудников, личности Николая Ивановича и камерной, уютной атмосфере самого музыкального Белобородовского дома, поскольку музыка – удивительная сила, способная находить дорогу к сотрудничеству, наполнять наш внутренний мир чувствами, дарить вдохновение и помогать творить.
– Планируются ли в доме какие-то реставрационные работы или работы по изменению экспозиции?
– Как сказал когда-то Дмитрий Сергеевич Лихачёв, «в музее надо работать долго». Я бы добавила – чтобы много сделать. Нам бы очень хотелось провести техническое оснащение залов – установить мультимедийный голографический комплекс «Оркестр Белобородова» – и создать уголок мастера-гармонщика – в виде трёхмерной панорамы, включающей музейную скульптуру. Гармонь, душа народа, душа России, в Туле жива и вызывает большой интерес, оставаясь одним из брендов нашего города – наряду с оружием, самоваром, пряником.