Общество

Мозговой шторм. Как правильно тренировать свою память?

post-img

Фото: творческий индустриальный кластер «Октава»

Маргарита ЧЕРКАСОВА

Фото: творческий индустриальный кластер «Октава»

На то, что с памятью что-то стало, после тридцати – тридцати пяти жалуются почти все. Одни списывают это на возрастные изменения и мирятся с этим: «Ну что вы от меня хотите, такая она, зрелость». Другие закупаются витаминами, обещающими улучшить когнитивные способности, а по факту ухудшающими лишь финансовое состояние. Ждать чуда не стоит, равно как и ставить на себе крест. Мозг нужно постоянно тренировать, уверена писатель и коуч Елена Сосновцева. Как это делать, она рассказала тулякам в минувшие выходные.

Встреча прошла в рамках фестиваля психологии и мышления «Отражение», впервые состоявшегося в творческом индустриальном кластере «Октава». Вместо щедро нафаршированной цифрами и фактами и потому трудноперевариваемой лекции, Сосновцева предложила собравшимся формат живого диалога: простой и эффективный.

– Мы живем в мире информационного перегруза, – начала она. – Сведений столько, что специалисты всерьез опасаются, сможем ли мы их как-то переработать. Знания сегодня устаревают быстро: студентам к окончанию пятого курса нередко приходиться доучиваться или даже переучиваться. Ведь то, что они осваивали в самом начале, уже может потерять актуальность.

Мысль не новая, но, тем не менее, заставляющая слегка напрячься. Но, по словам Сосновцевой, напрягаемся не мы первые. Информационные прорывы прошлого заставляли понервничать наших предков.

– У Платона есть диалог «Федр». Там рассказывается, как к царю Египта пришел бог Тот и пообещал подарить народу, живущему на берегах Нила, то, что сделает его умным и обогатит всю страну. Речь шла о письменности, – продолжила Елена Сосновцева. – Но царь такому подарку не обрадовался. Наоборот, он заявил, что письменность приведет к тому, что люди потеряют память и, опираясь на значки, будут казаться умнее, чем они есть. Кто прав – вопрос спорный. С одной стороны, мы привыкли и адаптировались, с другой – не знаем, что потеряли. Но неоспоримым остается факт, что появление новых источников информации заставляло людей волноваться и переживать.

Одним из первых немифических возмутителей спокойствия стал «отец» книгопечатания Иоганн Гуттенберг. «Из печати выходит много ненужного», «печатные книги бездушны», «в книгах много ерунды», негодовали его современники. Но гнев, даже самый благородный, не мог остановить прогресс.

Следующая волна возмущения накрыла добропорядочных граждан пару веков спустя – когда появились газеты. «Они делают людей болтунами, а не мыслителями», – цитировала Сосновцева Джонатана Свифта.

Чуть позже общество «взорвал» телеграф, позволивший оперативно передавать информацию в любую точку планеты. Ну а от него уже рукой подать до цифровых технологий.

Наша эпоха – случай особый. Никогда на планете одновременно не жило столько людей. А чем больше население, тем больше знаний.

– Если мы хотим быть в теме, нужно учиться работать с большими объемами информации: ускорять мыслительные процессы, обработку данных, уметь управлять вниманием, – констатировала Сосновцева. – Одни специалисты считают, что запоминать проще при помощи мнемоники: информацию вы переводите в образы, из них составляете историю и размещаете ее в одном из уголков сознания.

Пример простой: вам надо запомнить список сведений из нескольких пунктов. Первый: у кальмара три сердца. Единица похожа на микрофон на стойке. Представьте, что на этом микрофоне восседает кальмар, а в одном из щупалец держит шарики в виде сердечек. На первый взгляд – фантазия не очень здорового человека. Но очень запоминающаяся фантазия!

– Вторая группа ученых считает, что данные нужно структурировать: рисовать схемы и нужную информацию переводить в небольшие модули, – уточнила Сосновцева. – Одним проще пользоваться мнемоникой, другие мыслят структурно. Здесь важную роль играет врожденная предрасположенность.

Запоминать, безусловно, следует далеко не все. Термин «цифровой детокс» известен всем. Только вот, по мнению Сосновцевой метод этот не работает: ведь как бы ни было прекрасно время без гаджетов, рано или поздно оно закончится.

– Здесь стоит говорить о собственной философии управления вниманием, – пояснила Елена. – Следует понимать, что ваше внимание – ценнейший ресурс, и за него разворачивается нешуточная борьба. Важно самим выбирать, из каких каналов получать информацию, а из каких – не стоит; что обогащает, а что обедняет.

С детьми сложнее. На них информация льется бурными потоками, а определить, какие из них лучше бы перекрыть, юные пользователи гаджетов сами не могут.

– В таких случаях всегда говорю о воспитании. Рассказать о том, что из себя сегодня представляет информационная среда и как нужно с ней работать, лучше в семье, – подчеркнула тренер. – Родитель сам должен осознавать актуальность вопроса и потихонечку объяснял ребенку. Если будешь постоянно скроллить ленту, то память засорится кучей разного хлама. За этим наступит инфоперегруз. Кстати, его симптомы схожи с проявлениями выгорания: апатия, депрессия, нежелание что-либо делать. Это все нужно рассказывать. А запрещать малоэффективно: дома вы ребенка оградите, а в школе или на улице он все наверстает.

Что же касается будущего «оцифрованной» ребятни, оно, по словам Сосновцевой, туманно. Одни исследователи уверяют, что волноваться не нужно: дети почти с рождения с гаджетами работают и со временем все смогут освоить. Другие уверяют, что все не так безопасно, и информационный перегруз действительно снижает интеллект. Кто прав – на нынешнем этапе докопаться сложно.

Учиться справляться с инфоперегрузом нужно и взрослым. Так, столь ценимая кадровиками крупных корпораций многозадачность, оказывается, – серьезнейшее испытание для мозга.

– Мы просто к ней не готовы, у нас память не на том уровне развития, – сообщила неутешительные сведения Елена Сосновцева. – При работе в таком режиме ухудшается и так небольшая рабочая память, разрушается способность фокусироваться. Поэтому умоляю всех: не практикуйте многозадачность. Лучше чаще переключаться. Выделите 15–20 минут на одно дело, потом, переключитесь на другое. Дайте себе немного отдохнуть. Кстати, листать новости в телефоне – это не отдых. Позвольте себе несколько минут ментальной тишины – посидите, поглазейте на что-нибудь. Если хотите при этом музыку, лучше, если она будет без слов: тексты очень нагружают. Такое чередование работы и отдыха поможет вечером приходить домой не выжатым как лимон.

Переключать можно и школьников. Вместо «не встанешь из-за стола, пока не решишь всю математику», предложить сыну или дочке чередовать предметы. Задачку по алгебре, параграф по истории, упражнение по русскому и дальше по кругу – пока все задание не будет выполнено.

– Ну и, конечно, важен сон, – заключила Елена Сосновская. – Придумайте себе ежевечерний ритуал: приглушайте свет, выключайте все экраны, зажигайте свечу или книгу читайте, лучше, кстати, бумажную. Засыпать будет легче. Если по вечерам расслабиться мешают посторонние мысли, не поленитесь, выпишите их на бумагу: освободите голову и идите отдыхать. На следующий день проснетесь свеженьким, готовым к новым свершениям!

Другие новости