Общество
В открывшемся музее «Тульского Искателя» можно увидеть фрагменты самолета, найденного под Белевом
- 17:20 23 декабря 2018
Уходящий год стал примечательным в плане поисковых работ на местах падения самолетов. Об этом заявил представитель региональной общественной молодежной патриотической организации «Тульский Искатель» Михаил Власов при подведении итогов археологического сезона-2018. В том месте, где в Белевском районе упал советский пикирующий бомбардировщик Пе-2, полноценные работы ведутся уже несколько лет. И каждая экспедиция приносит знаковые находки.
«В какой-то момент нам стало понятно: необходима очень мощная землеройная техника, которая позволит достать с большой глубины фрагменты авиамашины, – рассказал Власов. – Благодаря неравнодушным людям нам выделили экскаватор, доставив его на трале из Тулы. С его помощью удалось произвести выемку грунта с глубины шесть метров. Если в начале работ была выкопана яма два на два метра и глубиной пара метров, то потом котлован получился диаметром порядка двадцати метров! К сожалению, крупных деталей в почве не оказалось. Пришлось заново проанализировать, каким же был истинный сценарий гибели самолета. Стало понятно, что при падении он взорвался, и его фрагменты разбросало в радиусе 300 метров. Нашли интересные предметы, которые потихоньку начали проливать свет на эту историю – части кабины, амуниции, привязной системы, что указывало: экипаж в момент падения самолета находился внутри. Из-за сильного удара о землю авиамашину разорвало на мелкие фрагменты, что уж говорить о телах членов экипажа».
Искателям вскоре удалось выявить уникальный рассекреченный документ за подписью начальника штаба 356-й стрелковой дивизии подполковника Волчкова. В нем, в частности, указано: 26 июня 1942 года в 10 часов 40 минут двумя немецкими самолетами Ме-109 в воздушном бою был сбит двухмоторный средний бомбардировщик, который загорелся в воздухе и упал в лесу северо-восточнее деревни Гамово.
«Самолет и экипаж сгорели, – говорится в донесении. – Были подобраны две записные книжки, принадлежащие лейтенантам Якушеву и Стародубу, 550 рублей и справка Свердловского адресного бюро». Далее следопыты установили данные об экипаже. В него входил штурман Николай Филиппович Стародуб, он родился в 1910 году в Киевской области, служил в разведывательной авиации. А летчик Иван Филимонович Якушев появился на свет в 1914-м в Татарской АССР. Получается, что уже в 1942-м экипаж идентифицировали, но до сих пор оба авиатора числятся в официальных документах пропавшими без вести при выполнении боевого задания в районе Орла. Впрочем, Власов и его единомышленники не уверены до конца, что им удалось найти именно самолет Стародуба и Якушева.
«Считаем, что еще рано делать окончательные выводы – предстоит скрупулезная архивная работа по сопоставлению экипажа с номером самолета и номерами двигателей, – рассуждает Власов. – Раскопки следует обязательно возобновить ввиду очень большого разлета осколков авиамашины. Нужно подбирать в окрестности абсолютно все детали бомбардировщика, искать на них номера, анализировать всю имеющуюся информацию по этому борту. Кстати, всего за время экспедиций в Белевском районе на месте падения Пе-2 нами обнаружено уже порядка пяти тысяч фрагментов, которые со временем мы намерены выставить на всеобщее обозрение».
Ну а пока часть авиационных находок уже можно увидеть в музее «Тульского Искателя», открывшемся в молодежном центре «Спектр».