Без срока давности

12:34, 31 мая 2022

17 расстрелянных. Подробности злодеяний гитлеровцев в Алексинском районе

17 расстрелянных. Подробности злодеяний гитлеровцев в Алексинском районе

Мы продолжаем знакомить читателей с малоизвестными документами об оккупации Тульской области и сегодня расскажем о том, что происходило в 1941-ом на Алексинской земле.

Многие наши земляки во время Великой Отечественной войны ушли кто в Красную Армию, кто в партизаны. Но были и те, кто пошел в услужение гитлеровцам. После окончания боевых действий чекисты искали коллаборационистов по городам и весям и привлекали к ответственности. Так, 8 июля 1942 года Алексинским районным отделением Управления НКВД по Тульской области «за предательскую деятельность» был арестован и препровожден в Калужскую тюрьму № 2 Тимофей Извозный (фамилия изменена).

ДОСЬЕ

Тимофей Иванович Извозный. Родился в 1882 году в деревне Болото Алексинского района Тульской области. Из крестьян-середняков. Неграмотный. В ВКП(б) не состоял. Не судим. Был женат, воспитывал дочь и сына (он на момент ареста отца находился в РККА). Проживал в д. Болото. Обвинялся по ст. 58 п. 1 «а» УК РСФСР. Считался к физическому труду годным.

«Извозный в период оккупации немецкими оккупантами деревни Болото установил связь с немецким командованием и по своему согласию был последним назначен старостой деревни Болото, – говорится в материалах Государственного архива Тульской области. – Будучи старостой, Извозный по указанию фашистского командования посылал граждан деревни Болото Аникеева К. Т., Власова А. Н. и других на работы по восстановлению моста через речку Кручина (правильно Крушма. – Прим. С. М.), соединяющего большак Тула – Алексин, на очистку и устилку соломой дорог, по которым продвигались фашистские войска и транспорт к линии фронта. Кроме того, в декабре 1941 года Извозный производил сбор картофеля для немецкой армии с колхозников деревни Болото, которым было собрано около 2 центнеров картофеля».

Тимофей Извозный, когда его допросили сотрудники госбезопасности, признал себя виновным в том, что добровольно пошел на службу к фашистским властям на должность старосты, служил врагу около десяти дней, гонял жителей родной деревни на восстановление переправы, ремонт и расчистку дорог, по которым двигались гитлеровцы, собирал картофель для вермахта. «Кроме собственных признаний, изобличается показаниями свидетелей Власова А. Н., Семеновой В. Г., Аникеева К. Т. и Семеновой и очными ставками со свидетелями». В составленном в Туле 10 сентября 1942 года обвинительном заключении к следственному делу сказано, что дело Извозного решено по согласованию с прокурором направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР, применив в отношении мужчины такую меру наказания, как 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Дальнейшая судьба Тимофея Извозного пока неизвестна.

Кто-то, прочитав это, наверняка примется пространно рассуждать: «Ну да, был такой коллаборационист. Кто-то из пособников мстил советской власти за притеснения и лишения, кто-то поверил новой германской власти и захотел сделать при гитлеровцах карьеру, кто-то не желал голодать и страдать, кто-то боялся немцев и решил, что лучше служить им и выжить, чем погибнуть… А вообще я слышал, что злодеяния – на совести не предателей и не пехотинцев вермахта, а эсэсовцев. А еще говорили, что солдаты вермахта раздавали населению конфеты». Начнем с того, что представители СС до Тульской области не дошли. Так что вешали, расстреливали, резали советских граждан обычные вояки немецкой армии. Да, случалось, что кто-то из оккупантов мог кого-то из советских граждан угостить чем-то вкусным. Но чаще – как свидетельствуют и очевидцы оккупации, и многочисленные архивные документы – фашисты волокли из квартир и изб последнее: от куска хлеба и картофелины до какой-нибудь старенькой шубенки и мятого самовара; оккупанты и пособники нещадно грабили наших земляков, всячески измывались над ними, избивали и убивали… В качестве примера – материалы, предоставленные редакции пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области.

7 ноября 1941 года. В этот день в оккупированном рабочем поселке Мышега Алексинского района германские военные власти производили массовые облавы и аресты рабочих. Людей подозревали в принадлежности к партизанам. Всего фашистами было арестовано 22 человека. Под усиленным конвоем их доставили в алексинскую деревню Гремицы.

«8 ноября все арестованные рабочие были утром выстроены перед штабом, им был зачитан приказ немецкого командования, что все лица, виновные в помощи партизанам, будут расстреляны, – сообщается в докладной записке начальника Алексинского районного отдела Управления НКГБ по Тульской области о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков, направленной в октябре 1944-го заместителю начальника УНКГБ. – К концу дня в лощине деревни Гремицы была вырыта яма размером 5х5 шагов, куда группами доставлялись рабочие и перед ямой производился расстрел, всего было расстреляно 17 человек».

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий времен Великой Отечественной войны

Благодарим пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области и Государственный архив Тульской области за предоставленные материалы

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий