Без срока давности

12:25, 18 февраля 2022

Бой в районе Черни. Какое отношение к этому имел щекинский бургомистр?

Бой в районе Черни. Какое отношение к этому имел щекинский бургомистр?

«Ножнова (фамилия изменена) Федора Ивановича я знаю с 1938 года, он работал в Щекинском райисполкоме агрономом по овощеводству и садоводству до прихода немцев в Щекинский район, то есть до октября 1941 года».

Читателей сегодня ждет знакомство с еще одним человеком, который во время войны соприкасался с начальником сельскохозяйственного отдела Щекинской городской управы, заместителем бургомистра, агрономом Ножновым. Его звали Дмитрий Якунин.

ДОСЬЕ

Дмитрий Алексеевич Якунин. Родился в 1899 году. Уроженец деревни Верхние Суры Щекинского района Тульской области. Проживал там же, в том числе в период оккупации. Из крестьян-середняков. Беспартийный. Образование 3 класса сельской школы. Профессиями никакими не владел. Имел паспорт, выданный Щекинский районным отделением Управления НКВД по Тульской области. В Великой Отечественной войне не участвовал. Ранений и контузий не имел. От службы в РККА был освобожден по болезни. Семейный. Правительственных наград не имел. Председатель колхоза «Активист». Взаимоотношения с Ножновым у Якунина были нормальные, личных счетов к нему Якунин не имел, мужчины не ссорились.

…На дворе стоял ноябрь 1941 года, конец месяца. Федор Ножнов в то время стал дергать в Щекино жителей района. В частности, вызвал в городскую управу Дмитрия Якунина, Михаила Васильевича Комарова (из деревни Кукуевка), Александра Федоровича Пронникова (из д. Горячкино) и других щекинцев, коих Якунин не знал. В общем, в горуправу однажды прибыло человек пятнадцать.

«Ножнов всех прибывших лиц по вызову завел в свой кабинет, где уговаривал каждого в отдельности быть старостами, в том числе предлагал мне быть старостой. Я категорически отказался. При этом он мне сказал: «Я знал, что вы не будете работать старостой, потому что работали судьей». Кроме того, он говорил всем собравшимся: «Нечего бояться, вы как работали раньше, так и будете работать теперь. Я вам в работе помогну (именно так в тексте документа. – Прим. ред.), авось свои все ребята». Здесь же присутствовали Кувшинов Дмитрий Павлович, Петр Иванович Патрикеев (фамилия изменена; начальник немецкой полиции в г. Щекино) и немецкие офицеры. Перед тем как Ножнову начать уговаривать прибывших граждан быть старостами, <он> предложил снять головные уборы и заявил: «Что вы сидите в головных уборах? Это не при советской власти», – рассказывал Якунин 23 июля 1945 года сотрудникам госбезопасности подробности его встречи в горуправе с оккупантами и немецкими ставленниками. – Выполняя обязанность заместителя бургомистра по земельному делу, Ножнов выполнял все указания немецкого командования по восстановлению сельского хозяйства, подбору руководящих кадров и т.д.».

Чекисты спросили: знает ли Якунин Ивана Васильевича Саблицкого (фамилия изменена)? Дмитрий Алексеевич пояснил: Саблицкого он знает хорошо, тот родился и живет в деревне Нижние Суры Щекинского района, работает председателем колхоза «17 октябрь». О близких связях Саблицкого с Ножновым Якунин ничего не знал. «А также не знаю о предательской деятельности Саблицкого».

А вот перед нами еще один документ, из которого следует: Иван Саблицкий 4 декабря 1946 года в разговоре с сотрудниками госбезопасности сообщил, что он во время оккупации Щекинского района дважды вызывался немецкими властями, настоятельно предлагавшими ему стать старостой или старшиной своей деревни Нижние Суры. «Но я не согласился. Как первый, так и второй раз меня вызывал лично к себе в район заместитель бургомистра г. Щекино Ножнов Федор Иванович. В немецкий штаб в то время я никогда не вызывался». О судьбе Саблицкого мы еще с вами поговорим в наших следующих публикациях. А сейчас представим вашему вниманию перевод немецких документов, которые имеют отношение к щекинскому бургомистру (благодарим за помощь в предоставлении и переводе документов А. Кислицына, А. Яковлева, В. Головко).

Перевод с немецкого языка

Штаб 24-го армейского корпуса

Одел разведки и контрразведки

Командный пункт корпуса, 14.11.1941 г.

 

Штамп:

2-я танковая группа

Дата вх.: 15 ноября 1941 г.

№ по журналу:  Прил.:1

Отдел: Iс    

Начальнику отделения контрразведки

отдела разведки и контрразведки

штаба 2-ой танковой армии

Из Щекино (20 км южнее Тулы) препровождается рабочий Иван Иванович Паносов.

В приложении протокол предварительного краткого допроса.

Поскольку имеется подозрение, что Паносов был придан одному из партизанских отрядов и предполагается, что о нем может дать еще больше показаний, просьба проверить его силами абвергруппы.

За командира корпуса

начальник штаба корпуса

«По поручению подписал»

гауптман службы ГШ

(подпись)

Перевод с немецкого языка

Командный пункт корпуса, 13 ноября 1941 г.

Протокол допроса

рабочего Ивана Ивановича Паносова

10 ноября П. (Паносов. – Прим. ред.) прибыл в расположение одного из подразделений 3-й танковой дивизии на основании соответствующих указаний со стороны назначенного немцами бургомистра.

О себе изложил следующие сведения:

родился в 1904 году в Ростове-на-Дону;

ходил в школу в течение 4 лет в Богодухове под Свердловском;

трудился горнорабочим в Щекино, где проживает до сих пор (около 20 км южнее Тулы).

Данные сведения частично противоречат данным из его паспорта, согласно которому он родился в Богодор Свердловского района Курской области, но не будто бы в Ростове-на-Дону, как он сообщил.

Согласно своим показаниям П. является кандидатом в члены коммунистической партии.

С его слов, 22.10. его призвали в один из отделов кадров коммунистической партии в городе Тула, имеющем в своем составе 15 человек и якобы находящегося в распоряжении 26-й армии.

Переодетые в гражданскую одежду, вооруженные автоматическими винтовками и под командованием 2 офицеров, они 25.10. выехали на грузовом автомобиле в Чернь, где в завязавшемся бою отдел был частично уничтожен. Остатки, в том числе и он сам, выехали в Ефремов и оттуда в Узловую, где сдали свое оружие железнодорожной милиции. Согласно его показаниям, там их распустили и дали указания поодиночке пробиваться в Тулу.

П. утверждает, что о поставленных отделу задачах ему ничего неизвестно. С его слов, он больше никого из призванных в отдел не знает, а также про их местонахождение.

Имеется подозрение, что Паносов был придан одному из партизанских отрядов.

Допрос провел:

(подпись)

зондерфюрер

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Редакция благодарит пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы 


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий