Без срока давности

16:23, 27 сентября 2022

Гарнцевый сбор, собака Чекалиной, или Чем платили Осипову?

Гарнцевый сбор, собака Чекалиной, или Чем платили Осипову?

Мы продолжаем знакомить читателей с материалами пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области, в которых идет речь о судьбе тульского партизана Александра Чекалина и о людях, которые проживали на оккупированной территории Черепетского (Суворовского) района.

1 февраля 1942 года. Начальник Черепетского районного отдела Управления НКВД по Тульской области беседует с местным жителем Алексеем Осиповым. Что это был за человек?

ДОСЬЕ

Алексей Васильевич Осипов. Родился в 1884 году в г. Лихвине (ныне Чекалин), проживал там же по ул. Володарского. Являлся сыном кустаря (отец занимался отходничеством по столярному делу). Образование 3 класса сельской школы. Имел паспорт, выданный Черепетским районным отделением милиции Управления НКВД по Тульской области. До революции 1917 года занимался отходничеством, работал столяром, имел свой дом в Лихвине. После революции работал по найму в разных городах СССР, владел собственным домом, лошадью, коровой до 1937 г. Жена – Мария Васильевна Осипова, 46 лет, домохозяйка. Имел 3 детей. В ВКП(б) не состоял, общественно-политической деятельностью не занимался. В Красной Армии не служил, наград не имел. На воинском учете не состоял. Во время оккупации Тульской области являлся членом Лихвинской городской управы и контролером за мельницами.

По словам Алексея Осипова, до прихода гитлеровцев в Черепетский район и Лихвин он занимался заготовкой дров в лесу – пилил их для разных организаций (среди них детясли, больница). А на третий день оккупации города его вызвал в горуправу ее руководитель (староста) Тихон Алексеевич Шутенков, который объявил визитеру: Осипов назначен членом городской управы в Лихвине и одновременно должен выполнять работу контролера за мельницами. От Осипова требовали присматривать за тем, как трудятся мельники: чтобы они не присваивали муку. «На все производимые помолы мельники должны были выписывать квитанции и взимать гарнцевый сбор (отчисление в пользу владельца мельницы определенной части сданного зерна в качестве платы за перемол; после 1930 года –плата за помол и переработку в крупу зерна, за обдир риса, взимаемая в натуральной форме всеми государственными, кооперативными и колхозными мельницами и крупорушками. – Прим. ред.). Я давал указания мельникам, чтобы они имеющуюся у них муку, собранную в порядке гарнцевого сбора, отвозили в город Лихвин в городскую управу, – объяснял Осипов в 1942-м. – За выполнение работ контролера я получал заработную плату в размере 250 рублей в месяц советскими деньгами или 25 рублей немецкими (речь в данном случае идет про рейхсмарки. – Прим. ред.), но я зарплату получил только советскими деньгами. Кроме этого, я как член городской управы носил нарукавный знак – белую повязку с надписью «Штатрад», в переводе это означало «городская управа».

На вопрос, выдавал ли Осипов германскому командованию коммунистов, Алексей Васильевич ответил отрицательно. Но почему же тогда он, как стало известно следствию, разыскивал члена ВКП(б) Надежду Самуиловну Чекалину? Для чего она ему понадобилась? Осипов ответил так: как-то в ноябре 1941 года он находился в Лихвинской городской управе. А когда стал выходить из здания, у дверей повстречал старосту села Песковатское Никифора Ивановича Авдюхина.

– Чекалиха куда-то ушла, – так пренебрежительно высказался о женщине Авдюхин. – Куда ты идешь?

– Домой обедать.

– Ну пойдем вместе.

Мужчины отправились в путь по городу. Около одного из домов Авдюхин заметил собаку Надежды Чекалиной.

– Пойдем зайдем в этот дом, – предложил Авдюхин. – Наверное, Чекалина в этом доме.

Авдюхин и Осипов прошли в дом, произвели там обыск, даже слазили на чердак в поисках Чекалиной. Но никого не обнаружили. После этого Осипов зашагал к себе домой обедать, а куда делся Авдюхин – этого Алексей Васильевич не знал. Конечно же, Осипова в 1942 году не могли не спросить, а для чего, собственно, тогда, во время оккупации, разыскивали Надежду Самуиловну? «Чекалину Надежду в городскую управу приводил Авдюхин. Зачем – я не знаю, но она из управы ушла. Авдюхин производил ее розыск, но зачем она ему была нужна, я не знаю».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Сергей КИРЕЕВ – реконструкция событий 1941 года

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий