Без срока давности

12:58, 25 ноября 2021

«И не шуми много, а то возьму на стенке повешу»

Продолжая рассказ о Владимире Кельвесе и его окружении, не можем не остановиться на судьбе еще одного участника событий, происходивших в 1941 году в Чернском районе, – Константина Логунова. Этот человек хотя и очень мало, но все же знал Алексея Зайцева – контролера по мельницам, инструктора сельхозкомендатуры.
ДОСЬЕ

Константин Сидорович Логунов родился в 1880 году в деревне Кожанка Чернского района. Проживал в д. Уготь того же района. Из крестьян, отец арендовал мельницу. Образование низшее. В ВКП(б) не состоял. До революции 1917 года – арендатор мельницы, а после революции – работник по найму. Мастер мельницы колхоза «Коминтерн» Черноусовского сельсовета. Был женат на Елене Логуновой. В 1930 году в период коллективизации был раскулачен и сослан на 3 года. Наград не имел. В РККА не служил. Умер после войны.
«С Зайцевым А.С. я познакомился в период оккупации Чернского района фашистскими захватчиками. За этот период Зайцев был у нас в колхозе «Коминтерн» два раза по проверке мельниц, – рассказывал Константин Логунов сотруднику госбезопасности 20 апреля 1942-го. – Я в то время работал заведующим мельницей. Когда Зайцев приехал первый раз на мельницу, то заявил мне, что он является контролером по мельницам. И дал установку: за помол взимать гарнцевый сбор 10%. До его приезда за помол хлеба колхозники платили деньгами, так как на этот счет было соответствующее постановление правительства, но после его указаний мы вынуждены были брать за помол хлебом. После этого Зайцев вторично приехал проверить мельницу, в этот раз он только спросил, собираю ли я гарнцевый сбор за помол или нет. Я сказал, что собираю, и он уехал».
Пересекался с Зайцевым и Павел Распопов. Как он сообщил сотруднику госбезопасности 25 апреля 1942-го, «Алексея Степановича я хорошо знаю».
ДОСЬЕ
Павел Семенович Распопов родился в 1914 году в деревне Распопово Чернского района, проживал там же. Из крестьян-середняков. Образование неполное среднее. Состоял в ВЛКСМ. Имел паспорт, выданный в 1940 году. Председатель Троицкое-Бачуринского сельсовета. Наград не имел. В РККА не служил, был снят с воинского учета по болезни. Был женат, воспитывал ребенка.
... Декабрь 1941-го. В село Троицкое-Бачурино приехал Зайцев – как представитель немецкой комендатуры. Цель визита – проверка мельниц. «Я в это время молол на мельнице лично для себя рожь, – вспоминал Распопов. – Кроме меня, на этой мельнице было очень много помощников, среди которых были колхозники Орловской области. Зайцев почему-то придрался к одному колхознику и стал ему угрожать, говоря: «Вы знаете приказ немецкой армии – и не шуми много, а то возьму на стенке повешу». Народу было собравшегося очень много и все мне не знакомы. Зайцев был в это время выпившим. Из-за чего у них там произошел скандал, я не знаю».
А пока вернемся к Кельвесу. 14 января 1942 года в беседе с сотрудником госбезопасности жительница Чернского района Вера Георгиевна Агафонова сообщила, что в период оккупации дважды видела, как Кельвес «приходил в помещение немецкой полиции безопасности, причем первый раз он пришел с солдатом и направился в комнату, где было все начальство немецкой полиции безопасности, а второй раз я его видела пришедшим одного с какой-то папкой, причем здесь он вначале вошел в одну комнату и быстро оттуда вышел и направился в другую комнату, и сколько он там пробыл, я не знаю, так как не видела, когда он оттуда выходил. И это было на второй день после его первого посещения». Кельвес же пояснил, что фамилию этой женщины он не знает, «но вообще, как личность, встречал в поселке Чернь».
В подчинении у Кельвеса, как мы уже писали ранее, находился Андрей Подчуфаров. Его еще с 1939 года знал Георгий Когулов.
ДОСЬЕ
Георгий Яковлевич Когулов родился в 1895 году в деревне Большое Федулово Чернского района. Проживал в д. Казарино того же района. Председатель колхоза «Ленинский путь». Беспартийный.
«Мне известно, что Подчуфаров во время оккупации нашей местности работал у немцев в комендатуре, он развозил приказы немецких оккупационных властей по колхозам, – сообщил Когулов сотруднику госбезопасности 05.05.1942 г. – В начале декабря 1941 года Подчуфаров приехал к нам в село с приказом немецких оккупационных властей о мобилизации транспорта на службу германской армии. Вручил этот приказ под расписку старшине Исаеву».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Фото Сергея Киреева: реконструкция событий 1941 года
Благодарим пресс-службу УФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий