Без срока давности

12:28, 28 января 2022

«Хлеб действительно обмолотили, но немцам не сдали, а раздали своим крестьянам». О чем еще рассказывал щекинец Абрамов чекистам в 1966 году?

«Хлеб действительно обмолотили, но немцам не сдали, а раздали своим крестьянам». О чем еще рассказывал щекинец Абрамов чекистам в 1966 году?

Осенью 1966-го, а если быть точным, то 29 октября (примечательно, что 25 лет назад, 28.10.1941, фашисты как раз взяли Щекино) щекинец Петр Абрамов, в период оккупации Щекинского района являвшийся старостой деревни Житово-Глаголево, пообщался в Туле с сотрудниками госбезопасности, отвечая на вопросы о своей жизни до и во время войны.

ДОСЬЕ

Петр Петрович Абрамов родился в 1913 г. в д. Житово Щекинского района Тульской области. Окончил 4 класса сельской школы. Беспартийный. Имел семью. Проживал в г. Щекино. Трудился слесарем на Ломинцевском заводе железобетонных изделий.

Абрамова спросили, с какого времени он знал человека, который во время оккупации являлся старшим агрономом Щекинской городской управы. Он ответил: с 1930-х годов, когда будущий немецкий ставленник работал агрономом в Щекинском районном земельном отделе. А Абрамов в ту пору был председателем ревизионной комиссии в колхозе «8 Марта» в деревне Житово. Отношения у мужчин строились нормальные, они не ссорились, личных счетов друг к другу не имели.

В период пребывания в районе гитлеровцев этот самый агроном стал заместителем бургомистра Щекинской управы по сельскому хозяйству, но кем и когда он был назначен на эту должность, Петр Петрович не знал. «Примерно неделю спустя, как Щекинский район был оккупирован немецкими войсками, меня по повестке вызвали в Щекинскую управу, где меня принял N (тот самый агроном. Прим. ред.) и бургомистр Кувшинов, имени и отчества не помню, кажется, Дмитрий Павлович (хотя и прошло 25 лет с момента той встречи, но Абрамову память не изменила. Прим. ред.), стал вспоминать Абрамов. N и Кувшинов, кроме меня, тогда вызвали еще и бывшего бригадира колхоза (на момент общения Абрамова с чекистами этого самого бригадира уже не было в живых. Прим. ред.) в приказном порядке. N и Кувшинов обязали меня быть старостой деревни Житово». А другого вызванного человека обязали стать бригадиром и при новой власти. Пришедшие стали отказываться, но вызвавшие их ставленники принялись «угрожать расправой со стороны немецких властей над нами и нашими семьями, после чего мы дали им свое согласие». После этого Абрамову и бригадиру выдали удостоверения личности и проинструктировали по работе. «Нас обязали выявлять коммунистов и советских активистов, партизан». Впоследствии от агронома в адрес Абрамова и бригадира поступила директива по обмолоту и сдаче немцам хлеба. «Однако никакие указания управы я не выполнял, хлеб действительно обмолотили, но немцам не сдали, а раздали своим крестьянам, после чего я из деревни Житово уехал в деревню (неразб.)-Крапивенка Крапивенского района к родственникам моей жены и там скрывался до изгнания немецких войск с территории Щекинского района». Как следует из материалов, предоставленных редакции пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области, Абрамов в 1966 году добавил, что о патриотической деятельности агронома ему ничего неизвестно, «по его поведению не было заметно, что он намерен что-то делать в пользу советского народа».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

На снимке: немецкие войска на территории Тульской области (фото из коллекции С. Митрофанова)

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий