Без срока давности

Наган из Огаревки, тесть из Мценска. Новые истории про жизнь щекинцев в 1941-ом

Чем интересна история бургомистра Кувшинова, так это тем, что вокруг этого человека вращалось столько людей, что рассказывая в наши дни о каждом, можно все яснее и яснее представлять широкую картину предвоенной жизни щекинцев и жизни в период оккупации. Это – мнение наших читателей, которые на протяжении длительного времени следят за развитием проекта «Найти бургомистра» и ждут новых материалов на сайте «Тульских известий». Сегодня мы поговорим и о человеке по фамилии Бовченко (фамилия изменена), и о Кувшинове. А начнем с истории Романа Лысенко.

ДОСЬЕ

Роман Иванович Лысенко. Родился в 1907 году. Проживал в пос. Транспортный г. Щекино. Работал начальником караула ВОХР при шахте №16.

Как рассказал 8 июля 1944 года сотрудникам госбезопасности Лысенко, Павла Захаровича Бовченко он знал с 1937 или 1938 года по совместной работе на шахте. В период оккупации Щекинского района этот самый Бовченко устроился к гитлеровцам на службу полицейским. А как об этом узнал Лысенко? Ему и дадим сейчас слово: «Бовченко в ноябре 1941 г. пришел ко мне на дом и доставил меня к бургомистру Кувшинову, а затем я был арестован, и Бовченко охранял меня совместно с другим полицейским в помещении городской управы. После я из г. Щекино бежал. Какую деятельность вел Бовченко, не знаю». Добавим: Павел Бовченко, арестовав Романа Лысенко, передал его другому щекинскому полицейскому – Тихону Степанову (фамилия изменена). После этого Бовченко пошел арестовывать служащего райвоенкомата Алехина («об этом мне сказал сам Бовченко, когда приходил за мной», говорил Лысенко), но произвел ли он арест, этого Роман Иванович не знал.

Надо сказать, что Павел Бовченко, 1901 года рождения, уроженец деревни Верхняя Колыбелька Воронежской (ныне Липецкой) области, в итоге попал в руки чекистов. Вот что он рассказывал им 21 июня 1944 года: «Будучи однажды в управе, меня позвал к себе бургомистр Кувшинов и приказал мне привести Лысенко Романа – рабочего шахты №16, он проживал в одном со мной доме, и Алехина с 7-ой шахты. Зная, где живет Лысенко, я сходил за ним и привел его в управу, а за Алехиным не пошел. После этого Кувшиновым был отпущен домой. Больше никого не арестовывал. Я, будучи полицейским, ни одного раза не был в охране арестованных советских граждан, содержащихся при управе. Показания Лысенко («Бовченко нес дежурство по охране арестованных») неверны, я его и других арестованных не охранял. Лысенко я приводил к бургомистру Кувшинову, но был ли он после посажен под арест, я не знаю, так как из управы ушел с разрешения Кувшинова».

А вот что Павел Бовченко говорил сотрудникам государственной безопасности про Романа Лысенко 9 июня 1944 года и конкретно про то, чем Лысенко занимался при немцах: «Когда я пришел в Щекино из Тулы, Лысенко Роман уже работал в кузнице по ремонту немецких автомашин на старом 16-ом заводе».

Со слов Бовченко, он Романа Лысенко не арестовывал. Как-то в декабре 1941 года Кувшинов позвал к себе Бовченко и велел ему сходить за Лысенко. «Я прямо пошел в барак, где мы с ним вместе жили, спросил у жены Лысенко: «Дома?». Она ответила, что дома. Я пришел к нему и сказал, что его зовет к себе Кувшинов».

– Не знаешь, зачем? – спросил Лысенко визитера.

– Не знаю.

Вдвоем мужчины зашагали в горуправу.

– Я привел Лысенко, – заглянул к градоначальнику и отчитался Бовченко.

– Ну, теперь можешь идти домой, – отреагировал Кувшинов.

«Я и пошел на квартиру».

– Когда вы ходили за Лысенко по приказанию Кувшинова, вы передавали его кому-либо? – спросили чекисты Павла Бовченко.

– Нет, я с ним вместе пришел в управу, а после ушел домой.

– Вам известно – Лысенко в период оккупации немцами арестовывался? – задали вопрос чекисты 09.06.1944 г.

– Лысенко Роман в период оккупации немцами полицией не арестовывался, – ответил Бовченко.

Чекистов также интересовало, куда Роман Лысенко уходил из Щекино? Бовченко пояснил: Роман Иванович в декабре 1941 года, за несколько дней до отступления немцев из Щекинского района, действительно покинул дом. А дело было так. Как-то вечером Павел Захарович заглянул к Лысенко в квартиру.

– А я вот, Павел, думаю сходить к тестю, он во Мценске живет. Проведаю, как он там с родней поживает, – поделился Лысенко с гостем-соседом.

После Бовченко узнал, что Лысенко действительно ушел из города и уже не возвращался. А жена Романа Лысенко неоднократно говорила Павлу Бовченко про мужа: «Мой, наверное, пропал». Со слов Павла Захаровича, уже после отступления немцев зимой 1941-1942 года сестра жены Лысенко приходила в Щекино и говорила ему, то есть Павлу Бовченко: «Лысенко у нас был, но недолго. А потом пошел дальше. Куда – неизвестно».

…9 июня 1944 года. В этот день в присутствии сотрудников госбезопасности Тихону Степанову пришлось встретиться с Романом Лысенко. Последний рассказал следующее: осень 1941-го, в Щекинский район пришли немцы, он остался жить в захваченном гитлеровцами городе. 1 ноября к нему в квартиру пришел полицейский Павел Бовченко и предложил вместе с ним отправиться в комендатуру. По какому вопросу – этого визитер хозяину дома не сказал. Лысенко быстро собрался и пошел с Бовченко туда, куда тот звал. Роман Иванович вышел из квартиры и увидел в коридоре работников полиции Степанова и Семелеева (фамилии изменены). Бовченко передал Романа Лысенко этим двоим и после этого пошел (как сам же и сказал тут же) за Алехиным. Тем временем Степанов и Семелеев повели Романа Лысенко в горуправу (здание бывшей районной библиотеки) и там представили арестованного мужчину Кувшинову. В тот момент в комнате бургомистра присутствовали бывший бухгалтер шахты №16 Иннокентьев (фамилия изменена; при немцах замбургомистра по общим вопросам), нормировщик шахты №16 Грунькин (фамилия изменена; при немцах начальник квартирного отдела Щекинской городской управы), начальник военизированной охраны Верков (фамилия изменена; при немцах разводящий в охране), в прошлом работник стола личного состава шахты Патрикеев (фамилия изменена; начальник немецкой полиции в Щекино) и ряд других лиц, фамилии которых Лысенко к 1944 году успел забыть. Кувшинов, увидев Лысенко, обратился ко всем сидевшим у него: «Кто отделался, может уходить. А Лысенко остается». Посетители вышли.

– Ты вчера был в РЭМе? – спросил бургомистр визитера.

– Не был.

– А я говорю, что ты там был, – настаивал градоначальник Кувшинов. – И я знаю, чем ты там занимался. Ты агитировал рабочих против немецкой власти.

– Не было такого, – запротестовал Роман Иванович.

– Полицейского Головнякова (фамилия изменена) ко мне, – вызвал Кувшинов одного из ставленников. – Вывести Лысенко и посадить его в комнату напротив.

В той комнате Лысенко провел несколько минут. Потом пришли два немца, забрали Романа Ивановича и повели в дом около кислотоупорного завода, где располагалась немецкая комендатура. Там, в комендатуре, Романа Лысенко стал допрашивать переводчик – насчет якобы или не якобы проводимой Лысенко агитации. Щекинец ни в чем не сознавался. Пока длился допрос, в комнату заходили Кувшинов, начальник охраны Кутьин (фамилия изменена). Последний вынул наган (этот револьвер Кутьин забрал у кого-то в Огаревке) и положил оружие на стол. Потом бургомистр и Кутьин, сдавший револьвер, ушли. А пришли Степанов и Семелеев. Они по распоряжению переводчика забрали Лысенко и отвели в горуправу, посадили в комнату, в которую Лысенко был ранее посажен Кувшиновым. Просидел там Лысенко минут 40. Тут в комнате появились два немца и полицейский Бовченко. Романа Ивановича посадили в мотоцикл, который повез щекинца в Ясную Поляну. Там Романа Лысенко сдали немецкому офицеру, дело было в здании школы.

9 июня 1944 года бывшего полицейского Степанова чекисты спросили: знает ли он Бовченко? «Про Бовченко я слышал, кажется, он работал на шахте №16 Щекинского района», – ответил Степанов.

– Бовченко работал полицейским? – уточнили у Степанова.

– Не могу этого сказать.

А затем был задан вопрос Роману Лысенко: Бовченко вместе со Степановым арестовывал вас? «Бовченко являлся полицейским и вместе со Степановым и Семелеевым меня арестовывал», – ответил Лысенко. Вот только Степанов с тем, что сказал Лысенко в ходе этой встречи, не согласился.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Редакция благодарит пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы

 

 

 

Другие новости