Без срока давности

14:43, 11 мая 2022

Рожки и «сделал ножки», или Из-под земли достали. Как ловили коллаборационистов

Рожки и «сделал ножки», или Из-под земли достали. Как ловили коллаборационистов
Этот человек работал «по вольному наему» крепильщиком (по другим данным – вагонщиком) на шахте № 5 треста «Скуратов­уголь» Косогорского района и наверняка думал, что ему удалось уйти от возмездия: до того места, где он наследил, – сотни и сотни километров; сам он – фактически под землей. И тут, в Тульской области, его никто не знает. Ищи-свищи…

Но наши чекисты могли буквально из-под земли достать тех, кто изменил Родине. Рассекреченные материалы о том, как нашли одного из тех, кто пошел служить гитлеровцам, нам предоставили в Государственном архиве Тульской области. Перед нами – папка «Надзорные производства прокуратуры Тульской области по делам о государственных преступлениях за 1945 год».

«Квитковский, оставаясь на оккупированной немецкими войсками территории, добровольно поступил на службу в немецкую полицию и принимал активное участие в массовых облавах на партизан, издевался над партизанскими семьями и их арестовывал», – говорится в постановлении на арест коллаборациониста, составленном в 1945-м в поселке Косая Гора начальником Косогорского райотдела областного УНКГБ (это он рассматривал поступившие материалы о преступной деятельности Квятковского).

Так, свидетель Антон Островский рассказал: Иосиф Квятковский в июне 1943-го вступил в полицию по личному желанию и служил вместе со своим отцом вплоть до изгнания фашистов.

«Иосиф неоднократно приезжал в деревню Рожки в составе полицейского отряда, грабил население, отбирая сено, хлеб и другие продукты. Лично я видел Иосифа со своим отцом в середине июля 1943 года, когда они в саду кладбища деревни Рожки ожидали в засаде прихода партизан».

Из показаний свидетеля Антона Островского; аналогичные показания дал свидетель Новицкий

IMG_1642.JPG

Солдаты вермахта и коллаборационисты проводят антипартизанскую операцию – реконструкция событий военной поры

А вот что рассказала сотрудникам госбезопасности свидетель Михалена Островская: «Сын моего брата являлся партизаном, и он решил взять к себе свою семью, дабы скрыться от преследований полицейских. Числа 7 января 1944 года брат Антон Мартынович, его жена, дочь и внучка (кроме того, с ними была жена партизана Куприева; по другим данным – Купреева) по пути к партизанам зашли ко мне в деревню Яново, бросив свое имущество в деревне Рожки, переночевали у меня, а на другой день к вечеру нашу деревню окружил полицейский отряд. Первым в мой дом явился Квитковский Иосиф, за ним следом вошли еще четыре полицейских. Квитковский набросился на Островского Антона».

– А, вот вы где, партизанские бандиты, я так и знал, что вы здесь скрываетесь, – стал кричать Иосиф Квитковский. – Нет, просчитались, не будет вам в кустах места, всех уничтожим!

После этого всех в доме арестовали и в числе 10 человек под конвоем отправили в тюрьму в местечке Круглое. Михалена Островская просидела там 30 суток. «Судьба Куприевой и Островской Валентины мне неизвестна, так как о них слуха нет», – добавила Михалена (аналогичные показания дали Казимира Квитковская, Владимир Новицкий, Судима Островская и другие свидетели).

– Квитковский Иосиф хотя был и молодой, но предан германскому правительству. Восхищался военной силой немцев и установленным порядком, – охарактеризовала коллаборациониста Судима Островская. – 8 января 1944 года я была арестована. В это время охранял нас Квитковский и говорил при этом: «Партизанская лесная банда ничего против нас не сделает. Вся сила теперь у нас. Мы имеем возможность всю банду навсегда уничтожить. Ради германского правительства готов отдать свою жизнь. Адольф Гитлер для меня все».

Квятковского-младшего «за предательскую и пособническую деятельность» арестовали 29 сентября 1945 года и содержали под стражей во внутренней тюрьме Управления НКГБ по Тульской области – санкцию на арест дал помощник военного прокурора Московского военного округа.

«В своей практической деятельности как полицейский принимал активное участие в борьбе против партизан, выезжал совместно с полицейским отрядом и немцами на вылавливание партизан, участвовал в боевых операциях, арестовывал и издевался над семьями партизан. Совместно с другими полицейскими и немцами грабил советских граждан, изымал продукты питания, фураж, тягловую силу, нес охранную службу особо важных объектов от проникновения партизанских отрядов. Имел на вооружении винтовку и к ней боеприпасы. В июле 1943 года с отцом, также служившим в полиции, в течение двух дней находился в засаде в д. Рожки Круглянского района с целью поимки партизан и, не добившись успеха, ушел в местечко Круглое. Примерно 7–8 января 1944 года при объезде с полицейским отрядом и немцами населенных пунктов Круглянского района с целью поимки партизан Квятковский в деревне Яново арестовал семью партизана Островского и жену партизана Купреева – Купрееву Веру, издевался над ними, а затем под охраной направил в тюрьму местечка Круглое, откуда арестованные последовали на каторгу в Германию».

Из составленного в Туле в октябре 1945 года обвинительного заключения к следственному делу по обвинению И. Квятковского

по ст. 58 п. 1 «а» УК РСФСР.

 

_MG_9946.JPG

Иосиф Квятковский служил в русской полиции, организованной немцами на территории оккупированной Белоруссии, с лета 1943-го 

Иосиф Квятковский на допросе виновным себя признал полностью. Кроме того, «в совершенном преступлении достаточно изобличается показаниями свидетелей». Следственное дело было решено направить на рассмотрение Военного трибунала войск НКВД Тульской области. Дело Квятковского рассматривали на закрытом судебном заседании, проходившем в Туле 13 ноября 1945 года. «Своими действиями Квятковский изменил Родине». Его приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей без конфискации имущества (оно попросту отсутствовало) с поражением в правах на 5 лет.

ДОСЬЕ

Иосиф Иванович Квятковский (Квитковский). Добровольно служил в русской полиции, организованной немцами на территории оккупированной Белоруссии; принял присягу служить честно германскому командованию, выполнять все приказы и распоряжения оккупационных властей. Родился в 1926 году в деревне Рожки Круглянского района Могилевской области (Белоруссия), имел брата и сестру. Из крестьян-середняков. Беспартийный. Грамотный. Образование 4 класса сельской школы. Колхозник. Холост. Из родственников никто в РККА не служил. Отец – Иван Казимирович Квитковский, в период оккупации поначалу являлся старостой д. Рожки, затем стал полицейским в местечке Круглое, оказывая оккупантам помощь в установлении фашистского режима; при отступлении фашистов ушел вместе с ними, в 1945 году о его месте нахождения чекисты не знали. В июне 1944-го при изгнании оккупантов с территории Круглянского района Иосиф Квятковский добровольно ушел в немецкий тыл. Был настигнут частями Красной армии и направлен в райвоенкомат. Вероятно, оттуда переброшен на работу в угольную промышленность, жил в Тульской области в поселке шахты № 5. К физическому труду считался годным.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей КИРЕЕВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий