Без срока давности
16:02, 11 ноября 2022
Веневская деревня Озеренцы в 1941-м: ограбленные селяне и уничтоженные дома
Мария Александровна Жданова родилась в семье крестьян-бедняков в деревне Озеренцы Веневского района в 1911 году и проживала там же. Окончила пару классов. Стала работать чулочницей в Веневской артели. В партию не вступала, общественно-политической деятельностью не занималась, правительственных наград не имела, военнообязанной не была. Воспитывала 3 детей. А потом Великая Отечественная война, оккупация значительной части Тульской области – пребывание гитлеровцев Ждановой и ее односельчанам пришлось терпеть примерно 10-14 дней. О том, что творил враг, женщина рассказала старшему следователю оперотдела Управления лагеря МВД № 323 – дело было 8 декабря 1948 года.
Декабрь 1941-го, в д. Озеренцы стоят германские автомобили, танки. Фашисты отбирают у селян хлеб, скот, мясо, масло, яйца… Но у кого именно из односельчан немцы тогда поживились продуктами и что конкретно взяли, этого Мария Александровна сказать не могла – видимо, не отложилось в памяти. Да и не до того, видимо, было, чтобы все запоминать. Но многое засело в голове надолго. Разместились оккупанты и в доме Ждановой. Один из немцев налил в лампу бензин и зажег свет, подвесив ее под самый потолок.
– Бензин может вспыхнуть, – забеспокоилась хозяйка, обращаясь к немцу-самоуправцу. – И тогда загорится дом.
Немец прислушиваться не стал. Женщина повторила сказанное. «Он разозлился и с силой ударил меня кулаком в грудь так, что я отскочила в сторону, – говорится в материалах пресс-службы УФСБ России по Тульской области, предоставленных редакции в рамках проекта «Без срока давности». – После этого я уже ему ничего не стала говорить. Помимо этого, немцы сожгли или взорвали мой дом, но как они это делали, я сказать не могу, так как с детьми находилась в подвале. Кроме моего дома, в нашей деревне немцами было сожжено еще четыре дома у Ермаковой, Колабиной и других». После войны в лагерях немецких военнопленных оказалось немало тех, кто устраивал злодеяния на советской земле: сжигал или взрывал постройки, вешал или расстреливал активистов, евреев, красноармейцев. Искали их и в Тульской области. Так, 26 февраля 1948 года оперуполномоченный лагерного отделения № 14 лагеря МВД № 323 побеседовал с немецким военнопленным Германом Краусом.
ДОСЬЕ
Герман Каспар Краус. Родился в 1925 году в д. Обервальденштат. По социальному происхождению из крестьян. Образование – 8 лет учился в народной школе, 2 года в средней школе. В НСДАП не состоял. Холост. Военное звание – обер-ефрейтор. В вермахте с апреля 1943 года по 9 мая 1945-го; служил сапером в 27-м саперном батальоне 17-й танковой дивизии. Награжден нагрудным штурмовым пехотным знаком. Трижды ранен.
Со слов Крауса, в апреле 1943 года он был мобилизован в запасную учебную роту 2-го саперного моторизованного батальона в Кобург (город в центральной части Германии, земля Бавария. – Прим. ред.), три месяца проходил военную подготовку в Бамберге (город в Германии, земля Бавария. – Прим. ред.). В августе того же года его направили в Нюрнберг (город в Германии, земля Бавария, известен тем, что там после разгрома нацистской Германии проходил судебный процесс над Кейтелем, Герингом и другими военными преступниками. – Прим. ред.) – там провел шесть недель, вместе с другими сослуживцами убирая улицы и разбирая развалины домов после бомбежки. «Из Нюрнберга мы в конце сентября вернулись обратно в г. Бамберг, откуда я в первых числах октября уехал в отпуск к себе на родину, где пробыл до конца октября 1943 года, по окончании отпуска я вернулся в свою часть, которая находилась в г. Кобург», – рассказывал Герман Краус. В ноябре 1943-го он выехал во Францию, где до 24 марта 1944 года занимался опять-таки военной подготовкой. 24 марта в составе 100 человек был направлен в Германию в город Ингольштадт (земля Бавария). И через пару дней пребывания в этом городе Крауса снова ждал отпуск – уехал домой до 21 апреля, а после завершения отпуска вернулся в Ингольштадт, откуда 24 апреля 1944-го с маршевой ротой был направлен на Восточный фронт в 27-й саперный батальон 17-й танковой дивизии – в район города Станислав (ныне Ивано-Франковск). Там, у Станислава, гитлеровцы вели бои против частей Красной Армии, Краус 13 июня 1944-го получил ранение, лечился в Германии и Чехословакии до 5 сентября 1944 года, а после выздоровления отправился в отпуск на родину (до 21 сентября). Потом – возвращение в Кобург, там провел три недели. И уехал снова домой в отпуск, пробыв на отдыхе до 28.10.1944. Из отпуска вернулся в Кобург, там пробыл два дня, а затем был направлен в маршевый батальон в немецкий город Аугсбург (земля Бавария), откуда 13 ноября 1944-го выбыл в район Кельце (город в Польше). Там, у г. Кельце, снова был ранен (16 декабря) – и оказался в санитарной роте при 27-м саперном батальоне. 12 января 1945 года при отступлении немецких войск был направлен с обозом вглубь Германии, где находился до середины марта. После Крауса вернули в батальон – и в середине апреля он снова (в третий раз) был ранен (легко); и Краус опять оказался в обозе. А 9 мая 1945-го обер-ефрейтор Герман Каспар Краус был взят в плен красноармейцами в городе Часлау (Чехия). Из разговора с Краусом стало понятно: он к злодеяниям на территории нашего региона непричастен.
Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ
Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий 1941 года
Ранее на тему
08 ноября, 16:33