Без срока давности

13:16, 16 февраля 2023

«Вы спрятали партизанку. Где Чекалина?», или Попросили смягчить наказание

«Вы спрятали партизанку. Где Чекалина?», или Попросили смягчить наказание

В деле немецких пособников Никифора Авдюхина и Алексея Осипова, причастных к гибели Героя Советского Союза партизана Александра Чекалина, фигурирует и Клавдия Семенова. Эта женщина хорошо знала Осипова – во-первых, он проживал в Лихвине рядом с ней. Во-вторых, после прихода в город гитлеровцев Алексей Васильевич стал работать на них в должности гарнцевого контролера по сбору гарнца по мельницам, устроившись в Лихвинскую горуправу, – а таких людей в маленьком городке знал, конечно же, каждый. Неспроста после оккупации с Семеновой захотел пообщаться участковый уполномоченный отдела милиции Черепетского районного отделения Управления НКВД по Тульской области. Дело было 11 января 1942-го.

ДОСЬЕ

Клавдия Алексеевна Семенова. Родилась в 1901 году в селе Песковатское Черепетского (ныне Суворовского) района Тульской области, проживала в г. Лихвин (ныне Чекалин). По социальному происхождению из крестьян. Имела паспорт. После революции 1917 года – рабочая; работала санитаркой в Лихвинской больнице. Считалась малограмотной. В ВКП(б) не состояла, общественно-политической деятельностью не занималась. Наград не имела. Состав семьи – 2 человека. Не судима. На воинском учете не состояла.

Компетентным органам нужны были любые подробности того, что происходило на оккупированной территории: кто вел себя как герой, а кто «плясал» перед нацистами и из кожи вон лез, чтобы заслужить доверие оккупантов? Как следует из материалов пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области, Клавдия Алексеевна сообщила, что примерно в первых числах ноября 1941 года «был арестован сын Чекалиной Надежды Самуиловны Чекалин Александр Павлович, последний был <впоследствии> повешен». Со слов Семеновой, когда А. П. Чекалин находился в полиции, его мать пошла к старосте с. Песковатское Никифору Авдюхину с просьбой о том, чтобы ее сына освободили. «Авдюхин взял ее и свел в <Лихвинскую> городскую управу, тогда Чекалина Н. С. сделала побег и прибегла ко мне и правее дома дальше, но вскорости за ней ко мне прибежали Авдюхин и Осипов, последние стали на меня кричать и требовать: «Выдайте нам партизанку Чекалину. Если не выдашь, то вам будет плохо. Вы знаете, что будет сейчас за партизан» – и стали обыскивать. Но Чекалиной дома не было. Тогда они ушли и после еще приходили 3 раза».

ДОСЬЕ

«Не помню, какого числа, в ноябре 1941 года я, идя по улице, в 10 часов утра встретила трех немцев. За ними шел Авдюхин. Я испугалась и спросила Авдюхина: «Куда они идут – опять, наверное, что-нибудь забирать?». Авдюхин ответил: «Идем забирать Чекалина-гада-партизана». Через некоторое время я услышала стрельбу и увидела, как немцы повели Чекалина».

Из показаний свидетеля Анны Сергеевны Куприяновой, 1912 года рождения, колхозницы, жительницы с. Песковатское Черепетского района (Авдюхин отреагировал так: «Показания Куприяновой не подтверждаю, я ее не видел». Куприянова в ответ заявила: «Свои показания подтверждаю. Авдюхин собирал собрания жителей села Песковатское. На эти собрания женщины не допускались»).

А это мы привели фрагмент протокола начавшегося в 18 часов 15 минут открытого судебного заседания Военного Трибунала войск НКВД Белорусской ССР и охраны тыла Западного фронта, на котором рассматривалось уголовное дело по обвинению Авдюхина и Осипова по ст. 58-1 «а» УК РСФСР, – напомним, заседание проходило в Лихвине 5 марта 1942 года.

Многое было озвучено на том заседании. Так, свидетель Николай Николаевич Бычков (по другим данным, Бочков; 1927 года рождения, житель с. Песковатское) рассказал, что к ним как-то приходили два немца и потребовали дать им кур. Николай привел их к старосте Авдюхину, и Авдюхин послал Николая вместе с немцами к Поповой, Шаншиной и Хлоповой и передал, чтобы они дали немцам по курице. «Идя однажды утром по деревне, я видел, как Авдюхин повел трех немцев к хате Чекалина, – продолжил Николай. – Через некоторое время, будучи возле здания сельсовета, я услышал выстрелы и через несколько минут увидел, как немцы повели Чекалина».

_19A7697.JPG

На фото: село Песковатское в апреле 2020 года

_19A7672.JPG

А Екатерина Павловна Дмитриева, 1898 года рождения, на том заседании поведала про то, как в ноябре 1941-го к ней зашла Надежда Самуиловна Чекалина с сыном (младшим). «Она позвала в сени мою квартирантку Клавдию Семенову. Когда Семенова вернулась, она мне сказала, что Чекалина просила ее спрятать, так как ее разыскивают, – говорила Дмитриева. – В это время в дом зашел Авдюхин, стал кричать, что у нас скрывается партизанка Чекалина. Он также обратился к проживавшим в моей квартире немцам, что в нашем доме скрывается партизанка. Я ему сказала, что Чекалиной у нас нет. Он возразил и заявил, что раз собака Чекалиной возле нашего дома стоит, следовательно и Чекалина у нас. Авдюхин искал Чекалину в погребе, на чердаке и в закуте. В это время в квартиру зашел Осипов. Он стал ругаться и говорил: «Вы спрятали партизанку. Где партизанка Чекалина?». Он также искал Чекалину на чердаке и в закуте. Затем Авдюхин с Осиповым вернулись и опять стали спрашивать, где Чекалина. Они вторично искали Чекалину на чердаке. Авдюхин три раза искал Чекалину, а Осипов два раза». Авдюхин тут же уточнил: он искал Чекалину в доме Дмитриевой не три, а два раза. А Осипов сказал, что он не ругался и у Дмитриевой был только однажды.

А упомянутая выше Клавдия Семенова рассказала, что как-то Чекалина со своим младшим сыном пришла в ее квартиру, сын попил воды. А Чекалина пригласила Семенову в сени и попросила спрятать вместе с собакой, поскольку их преследуют. Потом Чекалина ушла; ее собаку Семенова спрятать не могла. И собака выбежала на улицу. «В это время в квартиру вбежали Авдюхин и Осипов и спросили, где партизанка Чекалина, – поделилась Клавдия Алексеевна на судебном заседании. – Я ответила, что Чекалиной у нас нет. Они ответили: «Как так нет Чекалиной, в то время когда ее собака здесь?». Находившиеся в нашей квартире немцы также сказали, что Чекалиной нет. Авдюхин сказал, что они будут искать. Осипов полез искать Чекалину на чердак, а Авдюхин искал в погребе и в закуте. Затем они вернулись и требовали, чтобы мы им сказали, где Чекалина. При этом Авдюхин говорил: «Ты знаешь, что тебе будет за партизан?». Авдюхин в третий раз возвращался и искал Чекалину на чердаке».

Авдюхин и Осипов после слов Семеновой ничего не произнесли. После чего судебное заседание было объявлено законченным. И вот дается последнее слово обоим пособникам. Каждый попросил смягчить наказание. В 20 часов 10 минут суд удалился на совещание…

А мы тем временем представим читателям очередной уникальный документ периода оккупации, напечатанный и написанный гитлеровцами на каком-то советском бланке.

t7wW8-U6g9g.jpg

Временное удостоверение

На основании распоряжения Военного штаба Германского командования Лихвинская городская управа временно назначает гр-на с. Песковатского Никифора Ивановича Авдюхина деревенским старостой при деревне Песковатское.

Городская управа предлагает гр-ну Авдюхину сохранить все государственное имущество, которое (неразб. – не относится?) к колхознику, а также живой и мертвый инвентарь.

Руководить всеми работами, которые необходимы, до полного окончания.

За расхищение государственного имущества, а также неподчинение старосте виновные будут подвергнуты наказанию по закону военного времени.

Назначенному старосте Авдюхину предлагается подыскать себе помощника и всех членов.

О всех неподчинениях со стороны граждан деревни Песковатское староста Авдюхин должен доводить до сведения городской управы, а последняя докладывает штабу германского командования.

Городской староста Подпись Шутенков

Уполномоченные городские старосты Подписи Панов, Орлов, Немухин

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА и из материалов пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий