Без срока давности

17:02, 04 апреля 2022

Выживший после расстрела. Как гитлеровцы мстили алексинцам за нападение на немецкую разведку

Выживший после расстрела. Как гитлеровцы мстили алексинцам за нападение на немецкую разведку

Во время оккупации Алексинского района (октябрь-декабрь 1941 года) Василий Лякин проживал в поселке Пристань в здании конторы «Тулшахтстроя». О том, что ему пришлось пережить в тот период, мы узнали из уникальных материалов, предоставленных пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области.

ДОСЬЕ

Василий Андреевич Лякин родился в 1897 году в деревне Дубровка Веневского района Тульской области. В 1944 г. проживал в одном из бараков в алексинском поселке Пристань. Из крестьян. Образование 3 класса. В ВКП(б) не состоял. Наград не имел. В РККА не служил. С воинского учеты был снят по 2-ой группе инвалидности. Работал дровоколом в железнодорожной пекарне станции Алексин. Был женат на Прасковье Корнеевой (1899 года рождения), воспитывал 2 сыновей (Николай Лякин, 1927 г. р., сварщик на заводе «Красный пролетарий»; Виктор Лякин, 1932 г. р., учащийся).

7 ноября 1941 года. Около 9 часов утра. В пос. Пристань прибыла немецкая разведка – 5 человек. Гитлеровцы разместились в комнате Николая Петриченко, проживавшего в бараке № 2. О том, что произошло дальше, Василий Лякин рассказал 18 сентября 1944 года старшему оперуполномоченному Алексинского районного отделения Управления НКГБ по Тульской области. С его слов, кто-то о появлении оккупантов в поселке предупредил партизан, которые находились на другом берегу реки Ока. И уже часов в 11 партизаны пришли в поселок. Где завязалась перестрелка между немцами и советскими патриотами. Один фашист был убит. Другого ранили. Оставшиеся трое сбежали. После боя партизаны покинули поселок. А примерно в полдень в Пристань прибыла большая группа немцев – около 100 человек! «Начали поголовный обыск у граждан, проживавших в поселке Пристань, и арестовывать всех мужчин, – вспоминал Василий Андреевич. – Ими в этот день было арестовано 20 человек. Всех арестованных немцы привели на станцию Алексин и поместили в баню». Но, конечно же, не на помывку. До 2 часов ночи 8 ноября 1941 года оккупанты никого из наших не дергали. А часа в 2 начали по одному человеку вызывать в квартиру начальника станции Алексин. Там производился допрос. Все длилось 5-10 минут. Допрашивали и Лякина. Это делали германский офицер и переводчик (также в немецкой форме).

– Где работаешь? Состав семьи? Как партизаны проходят в Пристань?

После допроса алексинцев отводили обратно в баню-подвал. До 18 часов немцы никаких действий с арестованными не предпринимали. А потом стали выводить наших по 4 человека. Для чего – вначале никто не понимал. Алексинцы предположили: поведут на допрос. Или на работу. Примерно в 19 часов вывели наружу последнюю четверку, в которой находился и Лякин. «Нас привели обратно в дом начальника станции. Меня, Зуб-Золотарева увели, а Кириллова Алексея и второго человека, фамилию я его не знаю, оставили в штабе. Меня и Зуб-Золотарева привели к (неразб.) комбинатовскому карьеру, (неразб.) в яму, толкнув в нас стволами, – рассказывал чекистам Лякин. – Я заметил, что там лежат расстрелянные. Сразу раздался выстрел и оба мы упали на трупы расстрелянных. Я оказался простреленным в левое легкое, прошла простая пуля, а в плечо – разрывная. Третья пуля оказалась только в (неразб.) пальто, не задев тело. Через некоторое время я почувствовал, что ранен, но не убит. Вначале пополз по карьеру, а затем, пользуясь темнотой и своими силами, поднялся и пошел. Придя обратно в дом, я застал Александрова Дмитрия, Точеного и женщину Куйда Анну, которые сделали мне перевязку».

Перевязывая раненого, Александров произнес в присутствии Точеного и Анны: «Как же мы тебя будем держать? Ведь мы дали обязательство сообщить в немецкий штаб обо всех подозрительных и партизанах». Кстати, из 20 арестованных немцы освободили шестерых. Это были Александров, Точеный (предположительно Яков Андреевич, лет 50, работал в карьере «Тулшахтстроя» чернорабочим), Алексей Кириллов (лет 40, работал в карьере «Тулшахтстроя» чернорабочим, проживал в своем доме в пос. Пристань, после оккупации был призван в РККА, в 1944 г. писал жене из армии, супруга проживала в пос. Пристань), Иван Шкуро (лет 23, работал электромонтером на комбинате № 100, проживал в пос. Пристань, был призван в РККА, его отец был расстрелян 08.11.1941 г.). Двух других освобожденных немцами Лякин не знал. А далее Лякин перечислил тех, кого фашисты расстреляли.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий 1941 года

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий