Без срока давности

16:42, 16 августа 2022

«Ямы копали граждане, обреченные на расстрел». Что узнали туляки о злодеяниях на Псковщине?

«Ямы копали граждане, обреченные на расстрел». Что узнали туляки о злодеяниях на Псковщине?

Из составленного в Туле 23 июня 1949-го постановления о предъявления обвинения Францу Хаммеру следует: в 1943 году около церкви села Пожеревицы жандармы повесили двух неизвестных советских граждан – после казни тела провисели три дня. А в деревне Ясски Дедовического района жандармы умертвили таким же способом четверых: среди них – Василий Петрович Гуков (его убили за то, что состоял в партии). В тот же период гитлеровские палачи зверски избивали и пытали на допросах члена ВЛКСМ Михаила Иванова (ему выжгли на груди номер комсомольского билета и после этого расстреляли). Глубокой осенью 43-го в Пожеревицах оккупанты арестовали некую Морозову, подозреваемую в связи с партизанами: ее допрашивали, жестоко били – и женщина, не выдержав пыток, умерла. Признал ли себя Хаммер виновным?

 

Хаммер ничего не знал?

«Я признаю себя виновным только в том, что совместно с жандармами, входившими в мое подчинение, и русскими добровольцами проводили обыски в населенных пунктах в окрестностях райцентра Пожеревицы, Сорокино и западнее, – заявил военнопленный на допросе 23 июня 1949 года. – В остальном по всем пунктам предъявленного мне обвинения виновным себя не признаю, так как я и мои подчиненные не занимались никакими зверствами и злодеяниями в отношении мирного советского населения. Однако я это ничем не могу опровергнуть, но по-моему свидетели из села Пожеревицы и села Дубровки, а также бывшие военнослужащие-жандармы могут показать, чем занимались жандармы, в том числе и я». Хаммер уверял, что о фактах расправ фашистов над гражданами СССР ничего не знает, а сам он преступных приказов не отдавал. По его словам, все приказы он и его сослуживцы получали от начальника тыла 16-й немецкой армии: «Содержание их было исключительно о практической деятельности жандармерии, то есть вести борьбу с партизанами, регулировать движение, о передислокации и т.д. Возможно, штаб отряда и получал какие-либо приказы в отношении мирного советского населения, но я об этом не знаю». За все действия жандармов, входивших в подчинение Хаммера во взводе и роте, и за их моральное состояние ответственность нес он, Франц Антон Хаммер.

В материалах пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области говорится, что Хаммера в должности повышали по той причине, что он был по возрасту старше всех командиров взводов, а звание давали за выслугу лет. «Награды я получил за хорошую службу по наведению порядка в воинских частях во время их продвижения», – пояснил бывший обер-лейтенант, имевший два креста I и II класса.

По Дновскому району – расстреляно 407 мирных советских граждан и умерло после истязаний и пыток 98. Произведенными на территории района раскопками захоронений советских военнопленных на городском кладбище и в местечке Колотушино установлена гибель 48000 военнопленных советских военнослужащих. Угнано на каторжные работы в Германию 5162 человека.

По Пожеревицкому району – установлен расстрел 506 мирных советских граждан, смерть после истязаний и пыток (главным образом в виде сожжения заживо) 233 человек, а всего за период оккупации установлена гибель 799 мирных советских граждан. Подтверждено применение угона в немецкое рабство 1837 человек.

По Порховскому району – в концентрационных лагерях для гражданского населения, организованных возле дер. Заполянье и на Поляковой Мызе, расстреляно 8946 мирных советских граждан, повешено 6, умерло после истязаний и пыток 27 человек. Количество погибших военнопленных по району в организованных для них лагерях составляет 85000 человек, а общее количество жертв фашистского террора за период временной оккупации района, как это установлено материалами расследования и произведенными раскопками, превышает 93979 человек. Угнано в немецкое рабство на каторжные работы 1333 человека.

Из акта от 23.06.1945 г. спецкомиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в период оккупации Пскова и Псковской области

 

Партизанские села предавали огню

Один из очевидцев оккупации Псковщины – Яков Карасев.

ДОСЬЕ

Яков Гаврилович Карасев. Родился в 1893 г. в деревне Гуслево Дедовичского района Псковской области в семье крестьян-бедняков, проживал в поселке Дедовичи с августа 1942-го (в тот месяц мужчина вернулся в Дедовичи к своей семье, а до этого скрывался в селе Зуевка в 30 км от пос. Дедовичи) по февраль 1944-го, работал в оккупацию поденно разнорабочим. Несколько раз немцы забирали мужчину, дважды ставили к стенке для расстрела. В период Гражданской войны получил ранение и контузию. Считался малограмотным. Был женат. В партии не состоял. Плотничал в Дедовичской организации «Главмолоко». Общественную и политическую деятельность не вел. Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и «За доблестный труд».

«Когда я вернулся в Дедовичи, то там уже находилась немецкая жандармерия, причем штаб размещался в школе, – вспоминал мужчина в апреле 1949 года. – Вышеуказанная жандармская часть бессменно стояла в Дедовичах до января-февраля 1944-го». Со слов плотника, оккупанты причинили громадный ущерб и предприятиям, и населению. Расстрелы, регулярный угон в Германию трудоспособных людей, массовый грабеж – вот почерк жандармерии. Лично у Карасева, когда он из Зуевки прибыл в Дедовичи, из дома выгребли все: и одежду, и постельные принадлежности, и посуду, и 13 кур, и плотницкий инструмент. Жандармы собирали население поселка и окрестных сел, а затем под конвоем сгоняли в лагерь в деревне Крючково в 1,5 км от Дедовичей – а из лагеря этих несчастных перемещали в товарные поезда на станции Дедовичи и везли в Германию. «Примерно в декабре 1943 или начале 1944 года из деревни Ристково жандармы угнали в Германию мою мать-старуху, сестру Гаврилову Анастасию и сноху Карасеву Евдокию по подозрению в связи с партизанами, при этом разрешив им взять с собой продуктов всего на два дня, – говорил Яков Карасев. – Совместно с моими родственниками все жители деревни жандармами были угнаны в Германию, а деревня была полностью сожжена. В один день все жители до единого человека из деревень Крючково, Жарок, Киково, Мишино были угнаны в Германию за оказание помощи партизанам; скот и оставшееся имущество жандармы забрали себе, а все поименованные деревни были полностью сожжены». Про расстрелы при проведении подобных операций Карасев ничего сказать не мог, зато вспомнил, что жандармы очень сильно избили его сестру Ксению Гавриловну Никитину: гитлеровцы узнали, что ее сын Петр находится в партизанском отряде. Эту женщину погрузили в вагон с другими гражданами и отправили в Германию – при этом взять в путь одежду и продукты не разрешили. Ей повезло, выжила, вернулась на родину в 1945-м, стала трудиться в колхозе. «Вообще в районе пос. Дедовичи все населенные пункты в 1942-1943 годах жандармами были почти полностью сожжены как партизанские села, – добавил Яков Гаврилович. – Уже после войны я слышал, что в Пожеревицком районе жандармы во многих селах собирали население в дома или отдельные постройки и заживо сжигали. Но в этом я очевидцем не был. Жандармы, находясь в пос. Дедовичи, очень часто расстреливали советских граждан в овраге около церкви; расстрелянных закапывали на кладбище там же около церкви. Причем расстрелы производились жандармами без присутствия посторонних лиц, так как это место охранялось жандармами, а ямы копали сами граждане, обреченные на расстрел».

Яков Карасев припомнил еще один жуткий эпизод, когда он стал очевидцем злодеяний нацистов. Однажды партизаны совершили налет на Дедовичи. После этого фашисты в населенном пункте предали огню две улицы. А потом днем на центральной площади поселка собрали до 50 мужчин (там оказался и Яков Гаврилович). Жандармы вывели Михаила Петрова и перед строем селян «старший жандарм выстрелами из автомата в грудь расстрелял Петрова». После расправы жандармы вывели еще 11 человек (бывших военнослужащих РККА) и недалеко в овраге всех ликвидировали… А утром до всех этих расправ в своем доме жандармами был расстрелян Петр Поликарпов. Этот же самый гитлеровский отряд уничтожил семью Василия Петровича Шустрова. На площади в Дедовичах нацисты повесили двух мужчин, а в Яссках отправили на виселицу четверых (среди них был двоюродный брат Карасева – коммунист Василий Петрович Гуков).

«Массовые грабежи жандармы производили во время угона населения в Германию и уничтожения, как они называли, партизанских сел, а отдельных случаев грабежа я не знаю, так как впоследствии жандармы скот и продукты питания брали для себя через бургомистров», – уточнил Карасев.

– Это делал один и тот же жандармский отряд или они сменялись? – задали вопрос мужчине в 1949-м.

– Все факты злодеяний и зверств проводились одним и тем же жандармским отрядом, – прозвучало в ответ.

_L9A2298.JPG

На фото (реконструкция событий): Все псковские села, жителей которых немцы подозревали в связи с партизанами, жандармы полностью уничтожали, а партизан в случае их поимки гитлеровцы всех без исключения расстреливали

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Сергей МИТРОФАНОВ

Сергей КИРЕЕВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий