Без срока давности

12:54, 28 марта 2022

«Живого бросили в огонь». Бесчинства гитлеровцев в Лихвине и его предместьях

«Живого бросили в огонь». Бесчинства гитлеровцев в Лихвине и его предместьях

В рамках совместного с пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области проекта «Без срока давности» мы продолжаем рассказывать о малоизвестных событиях времен гитлеровского нашествия, происходивших на территории нашего региона.

28 июля 1944 года жители города Чекалина Любовь Скребунова и Зинаида Летяга составили акт о злодеяниях гитлеровцев в городе Лихвине.

Со слов женщин, беда пришла в их дома (причем буквально!) 25 декабря 1941 года – за день до освобождения города от фашистских захватчиков: оккупанты принялись жечь жилье лихвинцев.

«Мы были очевидцами, как немцы при отступлении облили керосином и бензином наши дома и зажгли», – говорится в документе. Последним домом, который облили бензином немцы, стал дом Ефима Степановича Комарова. Постройка загорелась. И в этот момент «немцы схватили самого Комарова и живого бросили в огонь, где он и сгорел».

ДОСЬЕ

Ефим Степанович Комаров. Родился в 1884 году. Из крестьян. С 16 лет трудился кузнецом на Черепетском чугунолитейном заводе, где проработал по 1929 год. С 1929 г. – инвалид 2-й группы, на пенсии. В период оккупации дом и все имущество Е. С. Комарова были сожжены немцами. По материалам справки Чекалинского горисполкома от 27.07.1944 г.

_MG_9890.JPG

А вот перед нами еще один зловещий документ – акт о злодеяниях нацистов, составленный 27 июля 1944-го жителями г. Чекалина Еленой Александровной Кутяшевой и Марфой Мельниковой. В декабре 1941 года, сообщают эти женщины, на площади «был повешен неизвестный гражданин в красноармейской форме, которого немцы поймали на территории города Чекалина (в ту пору Лихвина. – Прим. ред.), сочли за партизана и повесили на площади». Правда, согласно справке Чекалинского горисполкома от 27.07.1944 г., неизвестный в военной форме, заподозренный оккупантами в причастности к партизанам, был повешен немцами не в декабре, а в ноябре 1941 года. Но, собственно, это мало что меняет…

И представим читателям еще несколько документов военной поры. Акт от 27.06.1944 г., составленный жителями Чекалина, – Е. А. Кутяшева, бухгалтер Всесоюзной конторы по заготовкам и сбыту зерна «Заготзерно» Екатерина Пегушина (фамилия неразб.) и Елена Николаевна Пронина указали, что в ноябре 1941 года по оккупированной территории района вели большую группу советских военнопленных – на расстрел за город Лихвин (впоследствии Чекалин). Когда женщины пришли туда, куда уводили наших бойцов, то увидели страшную картину – красноармейцы убиты, «32 человека валялись в овраге под названием Подсормих, у некоторых головы были совсем разбиты, черепа приподняты, немцы зверски расправились с нашими военнопленными, их было 33 человека, а когда <мы> пришли закапывать <тела>, то оказалось 32, один остался жив и после, когда все <немцы> ушли, бежал, были следы от места расстрела». А из справки Чекалинского горисполкома от 27.07.1944 г. следует, что «по территории Чекалина проходили бойцы и командиры Красной Армии из окружения, 33 человека немцами было поймано и расстреляно за городом в овраге Подсормих» (и 1 из 33 спасся).

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА. На снимке – реконструкция событий 1941 года в лихвинских лесах

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий