Культура

25 портретов и одна поездка

25 картин из Государственной Третьяковской галереи приехали в Тульский музей изобразительных искусств. Речи про «золотой век русской живописи», «бесценные произведения» и «жемчужины мирового искусства» прозвучат еще не раз: экспозиция откроется 12 сентября и будет работать до 30 ноября. Ну а пока шедевры готовятся к вернисажу, «Тульские известия» рассказывают об их путешествии из Тулы в Москву.

Маргарита ЧЕРКАСОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

…В холле ТМИИ оживление. Сотрудники учреждения, тихонько переговариваясь, ходят вокруг грубых на вид деревянных ящиков с маркировкой fragile (то есть хрупко).
– Первое впечатление обманчиво. На первый взгляд – обычные деревянные коробки, – рассказывает хранитель живописи первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Наталья Калугина. – Изготавливаются они на заказ. Каждый начиняется особым образом, чтобы внутри постоянно поддерживались определенная температура и влажность. Конечно, кондиционеров внутри нет. Просто конструкция изготовлена так, чтобы никакие атмосферные изменения не влияли на содержимое. Произведения как будто консервируются. И в таком состоянии могут пребывать довольно долго – пока не достигнут места назначения.
Дорога из Москвы в Тулу – это всего несколько часов на машине. Кстати, именно таким образом картины и приехали. Причем везли их очень аккуратно: даже несмотря на упаковку, любая встряска и вибрация может оказать пагубное воздействие на шедевр.
Но в ящиках живописные произведения могут выдержать и перелет – если возникнет необходимость экспонировать их на другом конце страны или в любой точке земного шара.
– Кстати, при транспортировке нужно учитывать еще и то, в каком положении картина «привыкла» находиться, – добавляет Наталья Калугина. – Если в вертикальном, то ящик с ней ехать должен стоя. Если в горизонтальном, то и путешествовать она должна таким же образом. Даже на первый взгляд самое незначительное изменение способно негативно сказаться на произведении.
Как и любому путешественнику, картине нельзя отправляться в поездку без паспорта. Перед отбытием полотно тщательно изучают и делают в документе нужные пометки. Процедура повторяется после прибытия на место. Сразу после распаковки шедевр отправляется на стол к реставратору, который проводит тщательный осмотр. За этим делом репортерская группа «Тульских известий» застала сотрудницу Третьяковки Татьяну Кромову.
– Какая милая, – ахнула она, когда из рамы извлекли портрет малышки с персиковой кожей и льняными волосами – работу кисти Петра Шамшина, на которой он изобразил Екатерину Федоровну Толстую.
Сначала с фонариком мастер-реставратор тщательно исследовала каждый сантиметр полотна, затем сверилась с паспортом. А после из дорожной косметички – картинам такие тоже требуются в пути – достала несколько пузырьков и кисточку.
– Это закрепляющие составы, – пояснила Кромова. – Иногда после поездки приходится прибегать к их помощи.
После тщательного обследования и внесения необходимых пометок в паспорт картины отправляли на третий этаж ТМИИ. Там, на мягком поролоне, под тихое бульканье обеспечивающей поддержание все тех же оптимальных температуры и влажности, они терпеливо и с достоинством дожидаются вернисажа.
Именно так – терпеливо и с достоинством, потому что говорить об этих картинах как о чем-то неодушевленном невозможно. Преодолев пару сотен километров дороги из Москвы в Тулу и полторы сотни веков пути из прошлого в настоящее, все эти представители разных эпох собрались вместе. С портретов на зрителей гордо, заинтересованно, испуганно, надменно, нежно, призывно, стыдливо смотрят те, кого давно уже нет, чьи истории растворились во времени. Но даже сейчас, когда после пары кликов в интернете можно узнать все и о самой картине, и о том, кто на ней запечатлен, этот зрительный контакт прерывать не хочется. А хочется стоять, смотреть, чувствовать и разгадывать.


Другие новости