Культура

21:00, 17 мая 2012

Дамские штучки

Вообще-то экспозицию с таким названием, открывшуюся в музее «Тульские самовары», можно бы именовать «Изысканное прошлое». Ведь она представляет вещицы, которыми могли пользоваться не только дамы, но и сильный пол: к примеру, щипцы для снятия нагара. А уж плойками для волос различных конфигураций завивали не только локоны юных прелестниц, но и мужскую красу – усы…

Совсем небольшая выставка подготовлена сотрудниками музея так, что может служить оригинальной иллюстрацией жизни и быта XVIII–XIX веков. В то время все мелочи именовались «щепетильным товаром»: от слова «щепетить» (щеголять, франтить, модничать), которое ввел в обиход литератор В. И. Лукин, написавший в 1765 году пьесу «Щепетильник». Вот с легкой руки сочинителя и стали так называть всю галантерею – иголки, булавки, тесьму, пуговицы, а со временем к ним примкнули и веера, кружева, перчатки, сумки, чулки...
Центром женского мира в любом доме, несомненно, был будуар с туалетным столиком, на котором красовались и косметика, и статуэтки, и всякая приятная глазу мелочь. Такой деревянный шедевр с полочками и ящиками из запасников объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» красуется в витрине. А экскурсоводы рассказывают посетителям, что первоначально в качестве зеркала использовался отлакированный металл, но такая поверхность быстро теряла блеск – вот и родилась у некоего безымянного изобретателя идея прикрывать пластинку стеклом. Известно, что в России первая фабрика зеркал по указу Петра I была открыта в Киеве.
Украшениями дамского столика – и такие безделушки представлены на выставке – обыкновенно служили флакончики для духов, нюхательных солей и уксуса, эфирных масел и цветочной воды. Развитие производства в XIX веке внесло свою лепту в парфюмерную промышленность: флаконы стали чеканить из серебра и золота, украшать замысловатыми рисунками, а стеклянные научились огранять так, что они искрились на свету. Емкости для драгоценных жидкостей и стоили соответственно, считались весьма куртуазным подарком.
...История веера, пожалуй, ненамного короче истории человечества. Ведь первые опахала – прообразы вентилятора – делались из листьев, звериных шкур и поначалу служили не только для охлаждения тел владельцев: ими отгоняли насекомых или раздували пламя костра. Древние египтяне превратили опахало в символ счастья и небесного покоя, и владеть им могли лишь фараоны да представители высших каст. В Европе же этот предмет появился в конце XVI века, и вскоре кокетки изобрели целый словарь: при помощи движений нежных ручек сложенный, открытый, прижатый к себе или наоборот, выдвинутый в сторону веер мог «сказать» кавалеру, гонят его прочь или приглашают на свидание. В экспозиции показаны два веера: один датируется серединой позапрошлого века, а другой совсем недавно сделала из кружев известная тульская мастерица Ольга Скворцова – постоянная участница выставок Тульского отделения Союза художников РФ, Тульской палаты художественных промыслов, выставки культуры и искусства Тульской области в Каннах в 2004 году. И этот своеобразный переход от прошлого к современности напоминает, что большинство предметов остались в нашей жизни, изменились только технологии, стиль, дизайн, материалы. Но тем интереснее их сравнивать.
Мария РОДИОНОВА
Фото Елены КУЗНЕЦОВОЙ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий