Культура

11:03, 20 октября 2022

А в Поленове такая благодать: Большому дому 130 лет

А в Поленове такая благодать: Большому дому 130 лет

130-летие Большого дома, с которого 15 октября 1892 года началось обустройство усадьбы художника Василия Поленова на высоком берегу Оки, торжественно отметили в Тульской областной филармонии. Праздник начался с церемонии гашения юбилейной марки и конвертов Почты России.

Первый народный музей

Сотрудников музея-заповедника поздравил первый заместитель министра культуры РФ ­Сергей Обрывалин, отметивший, что «за годы существования уникальный в своем роде музей стал настоящим центром притяжения для гостей и жителей Тульской области». От имени министра культуры он поблагодарил сотрудников за преданность избранному делу, слаженную работу, ответственный подход и реализацию просветительской миссии музея.

Замминистра вручил директору музея-заповедника Наталье Поленовой нагрудный знак Минкульта РФ «За вклад в российскую культуру».

– Сегодня мне в первую очередь хотелось бы поблагодарить Василия Дмитриевича Поленова – за то, что долго искал место, где бы ему остановиться – как отцу, семьянину, как хозяину, архитектору, композитору – и применить все свои таланты, почувствовать себя, как мы сейчас говорим, комфортно и в безопасности. И нашел это место именно здесь – в нынешнем Заокском районе Тульской области, – сказала правнучка художника Наталья Поленова. – Я хочу сказать спасибо за то, что Василий Дмитриевич решил, что уже при его жизни дом станет народным музеем – первым общедоступным музеем в русской деревне! И спасибо, что его потомки гарантировали сохранность коллекции, всего наследия художника. Я благодарна, что мы, потомки Поленова, можем по-прежнему относиться к этому месту – не как к вотчине, но как к родному дому. Провожать отсюда тех, кто уходит навсегда, и встречать новорожденных, зная, что они продолжат наши традиции. Но самая из глубины души идущая благодарность – Тульской области, которую сегодня возглавляет губернатор Алексей Дюмин, человек замечательный, неравнодушный, который откликается на наши чаяния – не только музея, но и всей культуры области. Он слышит и понимает, почему культура столь актуальна именно сегодня, как необходима она для смягчения человеческих душ, для консолидации нашего общества.

Приветствуя собравшихся в зале, заместитель председателя правительства Ольга Гремякова зачитала поздравление губернатора Алексея Дюмина, в котором говорится, что музей-заповедник – это не только культурная жемчужина Тульской области, но и один из самых известных мемориальных комплексов страны, который мы стремимся сделать еще более привлекательным и популярным.

Ольга Гремякова вручила сотрудникам музея-усадьбы, среди которых оказалось немало тех, кто отдал служению культуре по тридцать и даже сорок лет жизни, ре­гио­наль­ные награды.

Прозвучали поздравления их коллег из самых знаменитых музеев страны – в том числе Эрмитажа и Третьяковки. С особой теплотой собравшиеся вспоминали Наталью Грамолину и все то, что было сделано ею для сохранения музея-усадьбы и окружающих его великолепных окских пейзажей, некогда поразивших Василия Поленова и побудивших именно в этом месте свить родовое гнездо.

Гнездо художников

Имение на берегу Оки Василий Дмитриевич приобрел в 1890 году, поначалу построив маленький домик, позже ставший кухней, и перебрался туда вместе со всей своей большой семьей. Он мечтал, что усадьба станет «гнездом художников», а со временем превратится в первый провинциальный общедоступный музей. Так и случилось – после революции, еще при жизни художника, в доме открылся музей, который посещали крестьяне, школьники и отдыхающие из расположенных поблизости санаториев, и это искренне радовало Василия Дмитриевича.

«Желание мое устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми», – писал художник в 1924 году.

Большой дом, созданный по проектам самого Поленова, по сей день сохранил свой первоначальный вид. Известно, что архитектура была еще одной страстью Поленова – наряду с живописью и музыкой. Деревянный трехэтажный дом был установлен на каменном фундаменте. Оштукатурили и побелили его позднее.

Внешний вид дома удивителен и нехарактерен для большинства старинных русских усадеб – здание асимметричное, фасады не похожи один на другой, разно­образны его окна, балконы, скаты крыши. Не покидает ощущение, что дом неоднократно пристраивался и переделывался под потребности большой творческой семьи. Между тем все было изначально четко спланировано, ведь художник верил, что прекрасный дом с тщательно продуманными интерьерами позволит проживающим в нем людям стать чище, лучше и свободнее.

Любил музыку больше живописи

Внутренний декор – роспись, витражи, мозаика – подбирались в соответствии с теми предметами, которые хозяин собирался разместить в комнатах и залах. Мебель, двери и дверные зам­ки также были изготовлены по его эскизам. Великолепна задумка по оформлению больших итальянских окон первого этажа – их черного цвета рамы создают иллюзию, что это и не окна вовсе, а развешанные по стенам прекрасные живописные пейзажи, постоянно меняющиеся в соответствии со сменой времен года.

На первом этаже расположились кабинет, столовая, библиотека и игральная для детей, позже ставшая портретной. В русских усадьбах такие комнаты оформлялись в память о предках, и Василий Дмитриевич создал портретную в своем доме после смерти матери и младшей сестры Елены.

Мало что изменилось за прошедшие десятилетия в библиотеке – все тот же паркет, все тот же камин с высеченным на камне семейным гербом. Удивительно, но за прошедшие 130 лет он ни разу не реставрировался и не ремонтировался.

На тех же местах стоят турецкий диван и письменный стол в кабинете живописца. По-прежнему лежит на диване ковер – подарок брата, создавшего в Орловской губернии ткацкую ковровую мастерскую. Сохранились фисгармония и пианино, возле которого проходили домашние концерты и сидя за которым Василий Поленов сочинял музыку. Не многие, наверное, знают, что он был талант­ливым композитором-дилетантом, написавшим оперу «Призраки Эллады», церковные «Всенощная» и «Литургия», а также романсы на стихи Лермонтова «Белеет парус одинокий», «По небу полуночи ангел летел», «Ночевала тучка золотая». В конце жизни он признавался, что любил музыку даже больше живописи…

Из живописцев – в мебельщики?

А еще здесь можно увидеть произведение мебельного творчества Василия Дмитриевича – его величество готический шкаф для нот. В нижней части верхнего яруса – четыре выдвижных ящика с филенками дерева разных пород. Они украшены выжиганием – номером ящика и веточкой дерева, древесина которого использовалась при изготовлении предмета, – ясень, дуб, вяз, орех, клен, береза.

В мастерской, расположенной в Большом доме, Поленов работал, пока не построил в 1904-м свое знаменитое Аббатство. Туда он потом перебрался и жить. Мастерская – самая большая и светлая комната в доме, окно ее расположено с видом на Оку, парк и эспланаду. В коллекции – восточные пейзажи Поленова, а также первый, графический вариант картины «Христос и грешница».

В соседней с мастерской комнате второго этажа представлена пейзажная живопись Василия Поленова – эта экспозиция была составлена уже в послевоенные годы сыном художника и первым директором музея Дмитрием Поленовым. Комната так и называется – Пейзажная. Ранние этюды живописца здесь соседствуют с шедеврами «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег». А из окон открывается чудный вид на шедевры самой матушки-природы – на Оку, на тарусские заливные луга и речку Скнижку. А ведь эта панорама – тоже дело рук художника, который разбивал вокруг дома парк и сажал деревья, так, чтобы и спустя столетие можно было обозревать изу­мительный пейзаж.

И сейчас в Поленове все окрестности облиты прощальным золотом осени, которую так любил живописец.

«Наступило лето, только не зеленое, а сплошь золотое. Такая благодать, что и умирать не надо бы», – писал он супруге в сентябре 1893 года, в первую осень, целиком прожитую им на Оке.

Нелли ЧУКАНОВА

Елена КУЗНЕЦОВА 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий