Культура
10:50, 19 апреля 2017
Ассоциации на холсте
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
Натюрморт ошибочно считают скучным жанром. На самом деле он способен рассказать о многом, заставить вспомнить или прочувствовать то, что давно забыто и запрятано в дальнем уголке души.
В Выставочном зале на Красноармейском открылась экспозиция тульского художника Михаила Левшина, которая так и называется – «Натюрморты».
Живописец работает в манере импрессионистов, и на большинстве полотен – букеты цветов, фрукты, овощи – то, что живет несколько дней. Сохранить эту хрупкую красоту на века способен только художник.
– Я здесь вижу произведения очень разноплановые, но главным и непреложным остается одно: Михаил Левшин много и плодотворно работает. Тут труд и души, и руки, и глаз, – сказал на открытии выставки член-корреспондент Академии художеств РФ Александр Майоров. – Достигнуто главное: когда на полотнах максимум предметов, их обилие не вызывает чувства гнета, а абсолютный минимум не вызывает чувства тревоги. То есть все здесь гармонично и сбалансировано. Это не просто вещи, у Левшина они становятся героями повествования, и каждая несет свою функцию, живет своей жизнью. Более того, эту мертвую природу или тихую жизнь, как по-другому называют натюрморт, он одушевляет…
Выставка занимает три зала, которые автор условно назвал декоративный, реалистический и лирический.
В первом – полотна, на которых застыли впечатления, собранные в разных уголках земного шара. Вот Италия: статуэтка-петух из Сорренто, бутыли с вином, лимоны, стиль, навеянный встречей с Адриатикой.
Еще работа: сияющие мандарины и старинные потускневшие чайные коробочки. На следующем полотне – севрский фарфор и «золотые шары», синее и желтое – с Русского Севера.
Разрезанный арбуз, лайм и бутылка текилы, все яркое, глянцевое, красно-зелено-желтое – мотивы Мексики.
Желто-зеленые бананы и пурпурные цветы, похожие на головы драконов, – это Вьетнам.
А в очередном зале – сурово-жесткий стиль. Левшин показывает жизнь, которую не видим мы, городские. Это сельские пейзажи: полузаброшенные, вымирающие деревни. Там люди существуют совсем в других условиях, в избах, крытых толем, и бабушки торгуют вдоль дороги, сидя на расшатанных табуретках и разложив скудный урожай со своего огорода. Вот такие невеселые натюрморты, без прикрас: подсолнухи – не цветущие, в стиле Ван Гога, а уже отцветшие, поставленные в бочонок, – и рядом – головка чесночка.
Тыква на деревянной обшарпанной скамейке с облупившейся от времени краской, а рядом – пучок репки: нехитрый сельский натюрморт.
Михаил Левшин учился в Московском университете искусств у преподавателя Елены Степуры – одного из ведущих художников в России.
– Елена Илларионовна учила меня именно мыслить, искать философию в работе, а не технические моменты и приемы, – поделился Михаил Викторович. – Только поэзия окружающего мира поможет создать подлинное полотно, выверенным приемом этого не достичь. Это – фиксация мысли, которая возникает, когда ты не просто видишь, но твоя душа отзывается на увиденное…
Интересно послушать, как сам автор комментирует свои работы:
– Вот натюрморт с веткой вишни – она похожа на невесту в фате и, осыпаясь, сливается с воздухом, словно создает вибрацию. Этот майский цвет не похож на другие: дерево более утонченно, изящно. И потому я взял голубой тон за основу, и этот бело-розовый цвет вдруг стал с ним сочетаться. И рядом – желтый одуванчик, они же цветут в одно время…
– Вы пешком ходите по улицам? – продолжает Левшин. – Посмотрите зимой, как обрезаны кусты – они напоминают терновый венец… Наверное, в этом удел художника: все время ассоциировать что-то и помещать свои ассоциации на холст. В молодости пишется по-другому, а желание размышлять приходит с опытом, ты начинаешь вглядываться не только в лица людей, но и в предметы… И начинаешь составлять из предметов, как из кубиков, композиции, получается уже не студийный натюрморт. Я «отпускаю» фантазию и составляю свой сад не из камней, как у японцев, но из цветов, овощей, фруктов. Художник и должен передавать эмоции в картинах, чтобы люди их могли почувствовать, – он делится увиденным со всеми. Это ремесленник все делает выверенно, расчетливо и спокойно, а художник живет чувствами. Пропуская все через сердце, через разум…
Елена КУЗНЕЦОВА
Натюрморт ошибочно считают скучным жанром. На самом деле он способен рассказать о многом, заставить вспомнить или прочувствовать то, что давно забыто и запрятано в дальнем уголке души.
В Выставочном зале на Красноармейском открылась экспозиция тульского художника Михаила Левшина, которая так и называется – «Натюрморты».
Живописец работает в манере импрессионистов, и на большинстве полотен – букеты цветов, фрукты, овощи – то, что живет несколько дней. Сохранить эту хрупкую красоту на века способен только художник.
– Я здесь вижу произведения очень разноплановые, но главным и непреложным остается одно: Михаил Левшин много и плодотворно работает. Тут труд и души, и руки, и глаз, – сказал на открытии выставки член-корреспондент Академии художеств РФ Александр Майоров. – Достигнуто главное: когда на полотнах максимум предметов, их обилие не вызывает чувства гнета, а абсолютный минимум не вызывает чувства тревоги. То есть все здесь гармонично и сбалансировано. Это не просто вещи, у Левшина они становятся героями повествования, и каждая несет свою функцию, живет своей жизнью. Более того, эту мертвую природу или тихую жизнь, как по-другому называют натюрморт, он одушевляет…
Выставка занимает три зала, которые автор условно назвал декоративный, реалистический и лирический.
В первом – полотна, на которых застыли впечатления, собранные в разных уголках земного шара. Вот Италия: статуэтка-петух из Сорренто, бутыли с вином, лимоны, стиль, навеянный встречей с Адриатикой.
Еще работа: сияющие мандарины и старинные потускневшие чайные коробочки. На следующем полотне – севрский фарфор и «золотые шары», синее и желтое – с Русского Севера.
Разрезанный арбуз, лайм и бутылка текилы, все яркое, глянцевое, красно-зелено-желтое – мотивы Мексики.
Желто-зеленые бананы и пурпурные цветы, похожие на головы драконов, – это Вьетнам.
А в очередном зале – сурово-жесткий стиль. Левшин показывает жизнь, которую не видим мы, городские. Это сельские пейзажи: полузаброшенные, вымирающие деревни. Там люди существуют совсем в других условиях, в избах, крытых толем, и бабушки торгуют вдоль дороги, сидя на расшатанных табуретках и разложив скудный урожай со своего огорода. Вот такие невеселые натюрморты, без прикрас: подсолнухи – не цветущие, в стиле Ван Гога, а уже отцветшие, поставленные в бочонок, – и рядом – головка чесночка.
Тыква на деревянной обшарпанной скамейке с облупившейся от времени краской, а рядом – пучок репки: нехитрый сельский натюрморт.
Михаил Левшин учился в Московском университете искусств у преподавателя Елены Степуры – одного из ведущих художников в России.
– Елена Илларионовна учила меня именно мыслить, искать философию в работе, а не технические моменты и приемы, – поделился Михаил Викторович. – Только поэзия окружающего мира поможет создать подлинное полотно, выверенным приемом этого не достичь. Это – фиксация мысли, которая возникает, когда ты не просто видишь, но твоя душа отзывается на увиденное…
Интересно послушать, как сам автор комментирует свои работы:
– Вот натюрморт с веткой вишни – она похожа на невесту в фате и, осыпаясь, сливается с воздухом, словно создает вибрацию. Этот майский цвет не похож на другие: дерево более утонченно, изящно. И потому я взял голубой тон за основу, и этот бело-розовый цвет вдруг стал с ним сочетаться. И рядом – желтый одуванчик, они же цветут в одно время…
– Вы пешком ходите по улицам? – продолжает Левшин. – Посмотрите зимой, как обрезаны кусты – они напоминают терновый венец… Наверное, в этом удел художника: все время ассоциировать что-то и помещать свои ассоциации на холст. В молодости пишется по-другому, а желание размышлять приходит с опытом, ты начинаешь вглядываться не только в лица людей, но и в предметы… И начинаешь составлять из предметов, как из кубиков, композиции, получается уже не студийный натюрморт. Я «отпускаю» фантазию и составляю свой сад не из камней, как у японцев, но из цветов, овощей, фруктов. Художник и должен передавать эмоции в картинах, чтобы люди их могли почувствовать, – он делится увиденным со всеми. Это ремесленник все делает выверенно, расчетливо и спокойно, а художник живет чувствами. Пропуская все через сердце, через разум…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Счастливые ноты
15 апреля, 00:00
Путешествие к советской елке
11 апреля, 11:08
В выходные – на родину Толстого
07 апреля, 12:28
Юбилейный год маэстро
06 апреля, 11:32