Культура

16:03, 20 декабря 2022

Бабушка приехала: Мисс Марпл в тульском драмтеатре

Бабушка приехала: Мисс Марпл в тульском драмтеатре

Ирина МЕЛЬХАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА, Геннадий ПОЛЯКОВ

Давненько тульских театралов не приглашали к участию в расследовании загадочных преступлений. Да еще в компании мисс Марпл. А для пущей таинственности — в постановке Вениамина Наймана. Отказаться — все равно, что детектив бросить на предпоследней главе.

 Мы к вам по объявлению

«…Естественно, они хотят выписать „Газету“. Ее все выписывают. А иначе как узнать, что творится вокруг?»

Так заканчивается роман Агаты Кристи «Объявлено убийство». И за тонким юмором автора, по сути, чистая правда: в этой запутанной истории, где, в лучших традициях детектива, каждый персонаж хоть что-нибудь, да скрывает, абсолютно честна только местная пресса.

Если в газете написано, что в пятницу, 29 октября, в 18 часов 30 минут в поместье Литтл-Пэддокс произойдет убийство, — можно не сомневаться — оно состоится в обещанном месте точно в назначенное время.  

Вообще-то, жители английской деревушки Чиппнг-Клеорн к местной газете относятся весьма уважительно. Поверь они и на этот раз, конечно, не стали бы собираться на месте будущего преступления такой толпой, чем сильно осложнили бы задачу убийце.

Но уж больно странное объявление! Уж больно любопытное!

Мало того, анонимный автор приглашает всех друзей принять участие. А уж в Чиппинг-Клеорн, можно сказать, все всем друзья и соседи. И в предвкушении чего-то интересного жители стекаются к месту событий…

IMG_8842.JPG

Анонс спектакля «Объявляется убийство» в афишах Тульского академического театра драмы произвел похожий эффект, только без жертв. Оба показа премьерной недели прошли с аншлагом.

Молчание — знак уважения

Из трех револьверных пуль, выпущенных, по сюжету, в самом начале спектакля, две застрянут в стене над каминной полкой. В опасной близости от портрета леди Маллоуэн, читающему миру более известной как Агата Кристи.

Впрочем, королева детектива не покачнулась. Зритель, следящий за творчеством режиссера Вениамина Наймана, вправе был предполагать самые смелые и неожиданные интерпретации оригинального сюжета, но классика сохранила черты классики.

IMG_8963.JPG

Настрой на сельскую Англию начала прошлого века с первых же секунд спектакля задал велосипедист в характерной кепочке и, конечно, с газетой. Та же газета через пару минут будет передаваться из рук в руки в гостиной, обставленной минималистично, но вполне в духе викторианской эпохи. Костюмы и диалоги также атмосферы не нарушают. Зритель, отправившийся за английским детективом, его, без сомнения, найдет.

При этом авторская рука режиссера-постановщика все же чувствуется.

Ожидающие увидеть Джейн Марпл неприметной «серой мышкой» будут удивлены. Ряд героев романа в спектакле так и не появятся, а сюжетная линия претерпит некоторые изменения, что, впрочем, вполне оправдано сценическим изложением.

IMG_8945.JPG

Более того, знатоки творчества Агаты Кристи обнаружат в постановке элементы как минимум трех узнаваемых сюжетов писательницы.

Будет и еще один сюрприз — для тех, кто уже читал роман или смотрел его экранизацию.

В первом же действии хозяйка Литтл-Пэддокс покажется на сцене в блузе с V-образным вырезом вовсе без знаменитого жемчужного ожерелья. А это значит, что сюжет пойдет вовсе не по той линии, которую можно было ожидать, и все зрители окажутся в равном неведении о причинах происходящего в тихой деревушке Чиппнг-Клеорн.

А чтобы сохранить то же радостное неведение для будущих зрителей, участники спектакля в начале и в конце действия обращаются к залу с просьбой никогда и никому не говорить о том, что здесь видели.

IMG_8905.JPG

К слову, лондонских театралов о подобном одолжении просят уже на протяжении 70 лет. Именно столько составляет абсолютный рекорд непрерывности постановок «Мышеловки» Агаты Кристи. И ведь продолжает спектакль идти на сцене по сей день.

Поэтому мы вам тоже больше ничего не расскажем.

Кто убийца и где жертва? Кто лжет и что скрывает? Почему все это происходит? И кто, в конце концов, съел под шумок бараний пудинг?!

Ближайшая возможность узнать об этом появится у вас в последний четверг уходящего года. В точности, как сообщает «Газета»: «Объявлено убийство… Спешите принять участие!».

IMG_8994.JPG __________________________________

 «Объявляется убийство»

Где: ТАТД (пр. Ленина, 34-а)

Когда:        29.12.22 в 18.30;

6.01.23, 21.01.23 в 18:30

22.01.23 в 12.00

Возрастные ограничения: 16+

Реклама. Тульский академический театр драмы tuldramteatr.ru

__________________________________

IMG_9860.JPG

Вениамин Найман: Из мужчин я оставил детектива и труп

— Когда готовился к премьерному показу ваш спектакль «Обыкновенное чудо», вы говорили, что эта постановка — подарок самому себе. С Агатой Кристи та же история?

 — Нет, тут другое. Это — подарок актрисам, которых я очень люблю. В этом спектакле заняты практически все артистки, на глазах у которых я рос-рос и вырос. И это — мое объяснение в любви этим женщинам.

IMG_8936.JPG 

— Ваша мисс Марпл совершенно не похожа ни на оригинальный литературный образ, ни на большинство театральных воплощений, ни на киногероиню Джоан Хиксон, признанную мировым эталоном. Почему?

 — Когда я писал инсценировку, туда вошли мотивы нескольких произведений Агаты Кристи.

За основу, конечно, взят ее роман «Объявлено убийство», но туда вплетены мотивы еще нескольких историй того же автора. Мне хотелось, чтобы все лучшие, магистральные темы Агаты Кристи в спектакле присутствовали.

И образ мисс Марпл строился так же: мне хотелось, чтобы в нем соединились все великие детективы, созданные Агатой Кристи: и Эркюль Пуаро — от него героиня приобрела некое сибаритство и зверский аппетит, и Таппенс Бересфорд — есть у автора такой персонаж, может быть, не очень раскрученный — от нее авантюризм и хулиганистость…

Кроме того, Джоан Хиксон — хоть и мировой эталон, но не идеальное воплощение мисс Марпл, по мнению самой Агаты Кристи. Зато писательница положительно отзывалась о первой исполнительнице роли Джейн Марпл в кино — Маргарет Рутерфорд. А эта британская актриса — боевая, энергичная, в чем-то даже мужиковатая, нахрапистая. Эдакая смесь Фаины Раневской с Татьяной Панковой. Словом, абсолютно ничего общего ни с Джоан Хиксон, ни с «книжной» мисс Марпл, ни вообще с английской леди в ее классическом представлении. Однако после личного знакомства с Рутерфорд Агата Кристи полюбила эту исполнительницу, они дружили до последних дней жизни.

IMG_8948.JPG 

— В литературной версии кухарка Мици — беженка из Центральной Европы. Почему вы сделали ее темнокожей?

 — А почему бы и нет? Посмотрел: в одной экранизации она немка, в другой — полька. А пусть у нас будет такая! Разве в 1950 году — на момент выхода романа, в Европе было мало темнокожих кухарок? Да сколько угодно!

И потом, у Мици заметный акцент, это в книге написано. И так у меня додумалось, что, возможно, она приехала из Швейцарии. И, может быть, потому и сошлась с Руди Шерцем, что тот тоже оттуда, что они в прямом и переносном смысле говорят на одном языке. В завязке спектакля они даже ведут телефонный диалог по-французски. А среди франкоговорящих граждан Европы в то время, опять же, было немало темнокожих. Так что, все сложилось, и мы, можно сказать, отдали дань толерантности.

IMG_8838.JPG 

— Спектакль блестяще украсил персонаж, вовсе отсутствующий в оригинальной истории. Сесилию Тревор вы писали специально под Наталью Савченко?

 — Нет. Эта роль мне нужна была не для актрисы, а для сюжета. Мне нужен был «рыжий клоун», который выполнял бы роль антипода мисс Марпл.

Джейн Марпл — персонаж, который ведет себя сдержанно, не стремится быть на виду, скорее, старается слиться со стеной. И для равновесия мне нужен был диаметральный персонаж, который бы излишне активно «участвовал в расследовании», делал много всяких глупостей, неимоверных умозаключений… Короче — путался под ногами!

Честно говоря, когда я этот персонаж конструировал из текстов Агаты Кристи — из разных других ее персонажей и отдельных их черт, я его создавал, как если бы этот персонаж был я сам. Скажем так: если меня нарядить в женское платье, Сесилия Тревор — это я.

IMG_8885.JPG 

— Вы упоминали, что частенько распределяете роли не согласно устоявшемуся амплуа артиста, а вопреки. В этом спектакле такие есть?

 — Нет. Думаю, тут нам удалось такое распределение ролей, что ничто не сопротивляется сущности, образы и характеры персонажей ложатся на артистов естественно.

— В спектакле занято два состава. Заметно ли его меняет коллектив на сцене?

 — Конечно, все актрисы работают по-разному! Это совершенно разные женщины, и каждая привносит в персонаж свои собственные черты характера.

Поэтому и Сесилия Тревор у Савченко — такая яркая. Актриса собой одухотворила написанную мною схему, внесла туда грандиозно много себя — Натальи Савченко. Поэтому ее героиню так полюбил зритель. Если бы актриса этого не сделала, персонаж вряд ли бы таким получился.

И так же другие дамы — каждая привносит что-то свое. Я советую всем зрителям, кому понравилась постановка, сходить на оба состава, поскольку это немного отличающиеся спектакли. Думаю, с не меньшим интересом можно смотреть заново в другом актерском исполнении.

IMG_8947.JPG 

— Кристи — признанный драматург. У нее есть ряд пьес, уже готовых для сцены. Но вы взялись за роман. В чем сложность и в чем притягательность идеи адаптировать к театральной постановке большой литературный детектив?

 — Я взялся именно за это произведение, отчасти, потому, что оно не чрезмерно «раскрученное». Возьми «Десять негритят», «Мышеловку» или «Восточный экспресс» — девяносто процентов зрителей, хоть немного интересующиеся творчеством Агаты Кристи, уже знают развязку. Заранее известно, кто кого любил, кто кого убил… Интрига теряется. А «Объявлено убийство» — сильный детектив в лучших традициях автора, но помнят его не все.

Второй важный момент: этот роман мне понравился потенциальной возможностью секвестрировать почти все мужские роли без значительного ущерба сюжету.

Мне нужно было, чтобы в спектакле было занято много женщин. В идеале — одни только женщины. Но пришлось, так и быть, оставить из мужчин детектива и труп. Остальные мужские персонажи из романа удалены. Там была такая возможность — история, можно сказать, очень женская.

И третий важный аргумент «за»: мне понравилось, что в этом детективе потенциально заложено много качественного юмора. Это для меня важно. Мне кажется, что хороший детектив должен быть ироничным, а где-то и смешным.

IMG_8902.JPG

Возрастная категория: 16+.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий