Культура

14:15, 12 июля 2019

Булонский лес – теперь и в Туле

«Поехал на лечение за границу, увидел во Франции Булонский лес и страстно захотел, чтобы такое же великолепие появилось и в Туле». Такова краткая предыстория создания Центрального парка культуры и отдыха, который сегодня носит имя его отца – Петра Белоусова.

Сергей МИТРОФАНОВ
Фото из коллекции Владимира Щербакова и книги «Тульский Белоусовский парк»

Достопримечательности стукнуло уже 126 лет! Но если Булонский лес являлся местом проведения празднеств и прогулок парижской знати, то на месте будущего Белоусовского парка располагалась – в наши дни и представить-то это трудно – банальная городская помойка. Эта самая свалка с ростом Тулы тоже увеличивалась. А значит, горы отходов буквально под носом жителей грозили в любой момент превратиться в эпидемиологическую бомбу, которая если уж рванет, то прощай благополучное санитарное состояние. Вот, собственно, Петр Петрович вовремя и обезвредил эту бомбу, когда стал воплощать в жизнь свою инициативу озеленения губернской столицы.

Революционный метод
«При разбивке нового городского парка, первоначально занимавшего всего 36 гектаров, он использовал революционный для того времени метод ассенизационного запахивания, – говорится в книге Татьяны Шиловой и Михаила Майорова «Тульский Белоусовский парк». – Город, таким образом, избавлялся от нечистот и получал взамен огромный массив зеленых насаждений. Население города получило бы хорошую зону отдыха, и отпала бы необходимость в дальнейшем отодвижении свалки перед наступающими строениями: почва перерабатывает отбросы, а дерновая подстилка, созданная травой, деревьями и кустарниками, изолирует их от человека».
Идея оказалась вполне себе жизнеспособной – авторитет Белоусова был в Туле, очевидно, столь высок, что на заседании гордумы в марте 1892 года сформировали комиссию по устройству парков и скверов. Ей предлагалось взять на себя подготовительный процесс. В частности, отгородить участок глубокой канавой с валом для защиты от коров, коз, а также от проезда в повозках, составить план посадок. А 5 мая комиссия подготовила доклад, в котором отмечалось: Тула испытывает острый недостаток растительности и мест для общественных гуляний. Указывалось в нем и на то, что общественность беспокоят городские выгоны, изрытые ямами, – а там даже скот, говоря современным языком, испытывает дискомфорт. Чувствуете, что будущий парк сам шел в руки Белоусову? «На одном из таких выгонов, прилегавшем к Старо-Дворянской улице (ныне улица Бундурина) и граничившем с ипподромом, и было отведено место для устройства городского парка, – продолжают исследователи. – Дума выделила для этого сумму в размере 1000 руб­лей и обратилась в министерство государственных имуществ с просьбой о даровом отпуске 60 000 саженцев разных пород из казенных питомников». Одним словом, Петру Петровичу и его детищу дали зеленый свет: вокруг будущего парка сделали вал, подготовили ямки под саженцы – кстати, Белоусов и сам участвовал в посадках. Открыли парк в конце июня 1893 года. Известно, что в XIX веке там произрастали березы, клены, дубы, липы, лиственницы.

Велосипеды под запретом
Парк, который первоначально назывался Петровским, хорошел на глазах. В нем устанавливали скамейки. Молодые деревца привязывали к колышкам, а засохшим быстро находили замену. Рытвины и бугры выравнивали. Кочки ликвидировали. К хорошему привыкаешь быстро, и многие подзабыли, какой была Тула без парка. А была она без него, судя по одному из свидетельств, вот какой: «На всем пространстве, которое проехал я, начиная от самой Одессы, Тула есть первый старинный губернский город, напоминающий времена еще татарские, зато и первый, в котором не нашел я бульвара или сада для общественных прогулок». Подобные едкие замечания ушли в прошлое.
В истории Белоусовского парка масса всего любопытного. Вы привыкли круглогодично бегать или гулять по ЦПКиО? Так, оказывается, было не всегда. Например, все та же городская дума в 1909 году издала постановление, в котором указывалось: место отдыха открывается 15 апреля и закрывается 15 сентября. Мало того, гулять в нем позволялось только до 23 часов. Хотите покататься на велосипеде? Ни-ни! Вздумали запустить бумажного змея? Ни в коем случае! Также под запретом – игра на деньги и… торговля подсолнухами.

Есенин, танки и саперы
А чего стоит история о визите в Тулу в 1918 году ­Сергея Есенина. ­Сергей Александрович привез в ту пору в редакцию газеты «Коммунар» свой сборник стихов «Преображение» – на рецензию. Поэту приписывают следующие слова: «Полюбил я ваш парк! Я каждый день с наслаждением гуляю по его аллеям. Это самое лучшее, что есть в Туле».
Во время Великой Отечественной парк охраняли то бойцы МПВО (местной противоздушной обороны), то 14–15-летние мальчишки. Как знать, если бы не они, деревья вполне могли бы пойти на отопление домов. Опять-таки сегодня сложно представить, но это было: через парк проносились советские танки (есть даже фото) – давать отпор гитлеровцам, штурмовавшим Тулу. А лет десять назад один из рыбаков чистил «кошкой» водоем в парке, очищая его от мусора и водорослей, и вытащил на берег минометную мину. Очевидно, в 1941-м боеприпас, выпущенный вражескими минометчиками, пробил лед и, не взорвавшись, ушел на дно. Пришлось вызывать саперов.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему