Культура

15:00, 29 марта 2022

Чистая химия: в Туле прошел концерт City Pipes

Чистая химия: в Туле прошел концерт City Pipes

«…У этих парней такая бешеная энергетика, которую не способна передать ни одна камера…»; «Публика неистовствовала…»; «…Прекрасное настроение! И отбитые ладони!»; «Это можно слушать бесконечно!»… Восторг взахлеб – это, пожалуй, самое точное определение эмоций, что обычно испытывают люди на концертах City Pipes – коллектива, который исповедует кельтскую музыкальную культуру в России.

Волынщики 2.JPG

Сегодня City Pipes – это гарантия аншлагов в зрительных залах, вне зависимости от того, сотни или тысячи мест в них. А началось все с взбалмошной мечты 18-летнего молодого человека из Ижевска Евгения Лапекина, который покинул малую родину ради учебы в Москве.

Любовь с изменами

– Это было в самом начале двухтысячных. Я учился в Гнесинском училище игре на контрабасе. Про волынку и не помышлял, но в какой-то момент пришло желание послушать этот инструмент, – делится воспоминаниями Евгений. – На глаза попалась афиша выступления в Центральном доме художника какой-то группы, а внизу была приписка: «и волынщик». Я пришел. Вопреки ожиданиям, концерт начался не на сцене, а в проходах между сиденьями в зале. Звук волынки нарастал: сначала он был тихий, потом, по мере того как музыкант продвигался к сцене, становился все громче и громче. И в какой-то момент энергетика этого инструмента меня поразила и увлекла.

Это была любовь с первого взгляда. Любовь с изменами, поскольку, окончив Гнесинское училище и поступив уже в Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу контрабаса, Лапекин так и не смог забыть волынку.

– В итоге я решил начать все с нуля: оставил контрабас – с этим инструментом я больше не видел для себя будущего – и ради того, чтобы накопить денег на волынку, а стоила недешево она, пошел трудиться разнорабочим. Мои родные удивлялись и расстраивались, ведь я учился у педагога, к которому все мечтали попасть. Его выпускники могли быть зачислены в оркестр Большого театра, но я понял, что мне это не нужно, что хочу играть только на волынке.

Копить молодому человеку пришлось два года. Наконец, когда нужная сумма была собрана, заказ сделан, а вожделенная посылка дошла до адресата и большую коробку, принесенную с почты, Евгений распечатал дома, случилось то, чего музыкант никак не мог ожидать.

– Инструмент был в разобранном виде. Я его собрал. Хочу извлечь первые звуки. Делаю все по правилам, а технику игры осваивал на практис-чантер – это такая блок-флейта, которая позволяет тренироваться, – нажимаю и… ничего не происходит. Нажимаю сильнее! Результат тот же. Понимаю, что уже изо всех сил давлю на мешок, а в итоге раздается писк! Сказать, что я был в шоке, все равно что ничего не сказать. Я жил этой мечтой, и тут такое фиаско! – теперь-то в голос смеется музыкант.

А тогда, говорит, было совсем не до смеха. Благо нашлись в Москве специалисты, которые помогли: оказалось, одна деталь была с дефектом, который смогли исправить.

Инструмент заиграл, а Евгений понял, что теперь может осуществить и другую свою мечту: отправиться в путешествие автостопом, по пути в городах давая концерты. Хорошо, что волынка – инструмент сродни хвосту павлина: пока не в действии – компактный, а в работе покажет себя во всей красе. Так что для транспортировки и маленького рюкзака достаточно.

Уличный музыкант

Сказано – сделано. Для начала Евгений с инструментом вышел на московские улицы: посмотреть на реакцию людей. Эксперимент удался, и молодой человек отправился в путь.

Санкт-Петербург, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Беларусь – Лапекин рассказывает, что казусам и забавным случаям в том турне уличного музыканта не была числа.

– В каждом городе Германии, куда я приезжал, мне в первый же день говорили: ну сколько можно? Вы тут уже неделю играете. Оказалось, что я шел по следам такого же предприимчивого волынщика: тот уезжал, а я занимал его место, и людям казалось, что это один и тот же человек, – смеется Евгений. – В Хельсинки, на местном Арбате, среду и четверг я выступал практически в никуда: люди проходили мимо и никак не реагировали на меня. Зато в пятницу я почувствовал себя настоящей рок-звездой, поскольку от потрясающе реагирующей публики не было отбоя. Оказалось, финны на рабочей неделе не позволяют себе проявления эмоций, а в пятницу – можно! Вот тут-то и началось веселье. К слову, и заработок мой в пятницу с лихвой покрыл «голодные» будни.

В Гамбурге Евгению вдруг стало не до смеха, когда во время выступления, и весьма удачного, по его словам, к нему подошел полицейский с вопросом: а есть ли разрешение на игру на музыкальном инструменте на этой улице?

– Я отвечаю: какое разрешение? А он мне: нет документа – тогда не положено, на первый раз вас штрафовать не буду, а разрешение получите в администрации. Я – туда, а на двери – список инструментов, на которых играть на улице нельзя. И волынка – среди них: слишком громко звучит, – продолжает рассказ Лапекин.

Музыкальный мезальянс

Вернувшись домой, Евгений стал играть в разных коллективах.

– Я из уличной работы вынес понимание того, что города – это места слияния культур, жанров, творческих взглядов. И это спод­вигло меня выходить за рамки обычного, привычного, традиционного. Подтолкнуло к экспериментам со звучанием, – рассуждает Евгений.

Из этих мыслей родилось и название коллектива, возникшего в 2010 году, – City Pipes (городские волынки), которым Евгений Лапекин руководит.

Волынщики 3.JPG

Как сложился этот маленький оркестр, однозначного ответа на вопрос у него нет, но точно – под управлением любви... к музыке.

Хотите – называйте это чистой химией или магией: просто так звезды сошлись. Набора по объявлению точно не было.

– Я в разных коллективах играл. Пересекался с ребятами. Общались, творили вместе, и так в итоге сложился коллектив. Нас шестеро. И мы исполняем самую разную музыку: от популярной до авторской, собственного сочинения. И это уже не фолк в привычном ключе. Мы используем все возможности, которые только видим, – говорит Евгений.

Классическая музыка и джаз, хиты мирового рока – от Beatles до Queen, саундтреки из культовых фильмов, народная музыка Ирландии и Шотландии и даже русские народные композиции – все это оркестр исполняет на волынках и дудуке, барабанах и рояле... Главная фишка City Pipes – союз волынки и органа.

Это кажется музыкальным мезальянсом, но в таком неожиданном сочетании инструментов волынщики исполняют даже рок. Теперь это их фирменный стиль. City Pipes – единственный в мире коллектив, кто такое творит или вытворяет – как кому больше нравится.

Как это выглядит? Туляки услышали и увидели все своими глазами: 28 марта City Pipes выступали на сцене Тульской областной филармонии с программой «Рок-хиты на шотландских волынках».

Волынщики 4.JPG

– Наши концерты – это калейдоскоп путешествий по городам, странам, ландшафтам… Это такая альтернатива поездкам реальным: когда нет возможности отправиться в другую страну, на полтора часа она приезжает к вам – и вы отдыхаете, – поясняет музыкант.

Казалось бы, парадокс, но и самим городским волынкам побывать на родине так и не удалось. Евгений говорит, было несколько возможностей, но ни разу не сложилось правильно, как надо:

– Однажды нас сначала пригласили группой выступить в Эдинбурге. А потом вдруг позвали лишь одного. На такой вариант я не согласился.

Впрочем, это обстоятельство музыкантов не расстраивает. Реакция публики на концертах – лучшее утешение. Евгений признается, что в каждом городе, да даже в каждом зале складывается своя атмосфера, и везде встречают городские волынки по-разному здорово. Где-то слушают очень внимательно, интеллигентно, зато после выступления буквально искупают в овациях; где-то неугомонные зрители пускаются в пляс, заряжая такой энергетикой весь зал, что к финалу программы уже танцуют все… Но никогда не бывает «пусто».

Волынщики 5.JPG

Тула не стала исключением ни прежде – City Pipes не впервые в мастеровой столице, – ни теперь. Напротив, горожане сожалели, что полтора часа пролетели как одно мгновение, и приглашали оркестр как можно чаще наведываться сюда.

Арсений АБУШОВ

Елена КУЗНЕЦОВА 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий