Культура

15:25, 03 февраля 2023

Детство между клавиш

Детство между клавиш
Фото: Тульская областная филармония

Мальчик из небогатой семьи, чья главная игрушка – пианино в центре дома. Кто бы мог подумать, что через много лет он станет консультантом на открытии Олимпийских игр, экспертом в главной театральной премии страны и будет развозить детям чудеса.

Ярослав Тимофеев – известный музыкальный критик, кандидат искусствоведческих наук, главный редактор журнала «Музыкальная академия», лектор и ведущий концертов Московской филармонии.

Профессия нашего героя пронизана нотами классической музыки. Многим любителям исключительной современности это может показаться скучным, но не спешите с выводами. Ведь расскажем мы о гении своего дела.

В 2016 году Ярослав пришел на шоу «Удивительные люди», где без звука угадывал отрывки 50 опер и воспроизводил их на фортепиано. Помимо рассказов о музыке, он творит ее сам. Ярослав владеет не только клавишами, но и колоколами.

Почему мы вдруг решили рассказать о пусть и талантливом, но уроженце Великого Новгорода? Все дело в том, что скоро Тула сможет оценить его труды… в необычном формате.

29 января Тульская филармония приглашает всех желающих на урок-концерт для детей «Музыкальные инструменты». Подробнее о программе и не только рассказал сам Ярослав Тимофеев.


Инструмент человеческого голоса

– Этот концерт – рассказ о том, как звучит музыка, кто ее играет, какие инст­румен­ты воспроизводят, включая человеческий голос – единственный инструмент, созданный не человеком. Он тоже один из инструментов. А особенность голоса в том, что только лишь он не создан человеком.

В программе выступят солисты: Артём Савинов (фортепиано) и Екатерина Залётова (сопрано). Тульский филармонический симфонический оркестр исполнит Чайковского, Моцарта, Рахманинова и Стравинского. Юные зрители прослушают отрывки из «Щелкунчика», «Жар-птицы», «Лебединого озера» и многих других композиций.

– Мне поступил заказ со стороны Тульской филармонии. Попросили придумать такой концерт, который бы вводил публику, прежде всего детей, в мир классической музыки. Будет это происходить довольно интерактивно, то есть сами дети, все присутствующие поучаствуют в шоу. Пока не скажу, как. Пусть для всех это станет сюрпризом.

Туляков ждет абонемент из двух концертов. Первый – об инструментах. Второй посвящен «музыкальной речи». Сначала слушатель изучит, как музыка звучит, потом – как она устроена внутри. Ярослав Ильич предположил, что абонемент может быть продлен и на следующий сезон.

 

Фастфуд в моих наушниках

Интересен вопрос, будет ли такая на первый взгляд серьезная музыка интересна детям. И сможет ли она когда-нибудь обогнать обогнать в популярности ту, что в медиапросторах называется трендовой.

– Я не думаю, что классика будет распространена так же, как поп-музыка. Это и не нужно, потому что массовые композиции сейчас выполняют функцию такого фастфуда, который хватается на бегу, окружает нас в быту, в городе. Такую музыку, которую люди редко слушают осознанно, редко вникают в ее детали. Она – правопреемница фольклора с точки зрения функции в жизни людей, а фольклор всегда был популярнее классики, и это нормально. Что касается музыкальных вкусов следующего поколения, все зависит от воспитания, среды, контекста. Например, если в школах будут интересно преподавать классическую музыку, если будут педагоги, умеющие находить общий язык с детьми, если родители будут обязательно ставить дома пианино, чтобы дети развивались, – то классическая музыка станет более родной для будущего поколения. Станет музыкой среды.

 

Понимать кабуки надо с детства

– Человек привыкает ко всему. И если он окружен классической музыкой, она не кажется ему ни скучной, ни сложной. Все эти проблемы происходят от незнания. Представьте, что мы с вами сейчас попадем на спектакль японского театра кабуки без перевода. Наверное, будем чувствовать себя не очень ловко и через пару часов захотим уйти, а спектакль будет еще длиться и длиться.

Если уж наш герой – человек настолько увлеченный, то его кабуки-маска в лице пианино наверняка стояла в родительском доме.

– Да, стояло с самого начала. Пианино было в детстве игрушкой для меня. Жили бедно, по нынешним меркам точно. И пианино стало центром квартиры и центром моих интересов. Первая влюбленность в музыку была бессознательной: поскольку рос в семье музыкальной, для меня это как вода для рыбы. Я не представлял, что можно жить иначе. А осознанно полюбил музыку гораздо поз­же – где-то в 13–14 лет, во многом благодаря потрясающему педагогу, который мне встретился. Учитель – это очень важно. А вообще, влюбиться в классику можно и мгновенно. Я много общаюсь с тинейджерами, молодежью не из музыкальной среды, из внешнего мира. И часто слышу такие рассказы, как кто-то попал случайно на «Лебединое озеро» и на всю жизнь запомнил чувство выпадения из реальности, телепортации в прекрасный мир. Чувство соприкосновения с трансцендентным, неземным не пропало бесследно, и теперь он – частый гость на концертах.

В подростковом возрасте мы редко можем просто взять и пойти против течения, не туда, куда ходят наши сверстники. Взять и последние деньги потратить на филармонию. Но когда такому человеку исполнилось лет двадцать и его невзначай позвали на концерт, он сказал: «Я хочу повторить это детское чувство чуда». Я не ставлю своей целью притащить детей к музыке за уши или, не дай бог, кого-то воспитывать. Я просто рассказываю о том, что люблю, делюсь своими мыслями и переживаниями, связанными с музыкой. Если кто-то захочет пойти по этому пути – прекрасно. Я буду помогать. Но цели по количеству обращенных в мою религию у меня нет.

Екатерина БАКШАЕВА
Тульская областная филармония


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий