Культура

12:14, 25 сентября 2018

Долгие монологи «Дьявола»

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Тульский академический театр драмы открыл новый, 242-й сезон премьерой – спектаклем «Грех», поставленным лауреатом Государственной премии Геннадием Тростянецким. Инсценировка написана Олегом Богаевым в соавторстве с режиссером по повести Льва Толстого «Дьявол».
Спектакль получился интересным, глубоким, три с лишним часа пролетели незаметно: настолько зрители были увлечены происходившим на сцене. В этот вечер публика заново – с удивлением, интересом, восторгом – открывала для себя актеров. Можно назвать это выходом за рамки амплуа, изменением стиля, школы, но общее впечатление от увиденного характеризуется одним словом – потрясение.
Режиссер в самом начале включил в постановку долгие монологи – о судьбе России, крестьянства, что было рискованно: зритель мог заскучать с первых минут и потерять интерес к действию. Но актеры смогли держать зал в напряжении даже в самые сложные моменты.
В беседе после премьеры Геннадий Тростянецкий отметил:
– Толстой все время со мной – как один из любимых авторов. В 1999 году я поставил в театре Ленсовета спектакль «Каренин, Анна, Вронский», а к «Дьяволу» мысленно возвращался... И когда позвонили из Тульского драмте­атра и предложили к 190-летию писателя поставить одно из его произведений, я сразу ответил, что именно хочу осуществить. И руководство театра, региональное министерство культуры откликнулись. А потом год я работал над драматургическим материалом, переворошив и публицистику наших русских писателей – Пушкина, Чаадаева, Достоевского, их рассуждения о судьбе России, русского народа. Это очень трудные тексты, но зрители их слушают – вслушиваются, откликаясь сердцем. И, конечно, я вновь перечитал всего Толстого…
В «Грехе» есть обращение к «Крейцеровой сонате» Толстого (кстати, это произведение Бетховена играет за сценой актриса Инна Медведева) и тема Анны Карениной, звучат цитаты из «Идиллии», «Войны и мира», и все это органично вплелось в тему спектакля.
Артисты абсолютно естественны в рассуждениях о политике и в разговорах о любви – нет никакой вычурности, наигранности.
Вообще здесь все – о любви: к родной земле, к своему народу, к женщине.
Во втором акте эта тема просматривается еще более определенно: в сцене русского бунта, которую великолепно проводит Антон Архипов, в моментах крушения судеб главных героев. И если зритель испытывает жалость, то она давно уже в народе стала синонимом слова «любовь».
В спектакле «Грех» есть масса режиссерских находок, которые мастерски воплощены постановочной группой.
Художник Александр Дубровин создал сложные и при этом мобильные декорации, в основе которых – несколько дверей, и каждый волен выбрать, куда идти, какую судьбу предпочесть.
Интересен прием с зеркалом, когда главному герою Евгению (Дмитрий Чепушканов) является его антипод (Ян Воробьев) – отраженная противоположность, похожий на беса-искусителя.
Тема стекла – как хрупкости бытия, счастья – вообще проходит через весь спектакль: недаром Иртеньев возрождает именно фабрику по производству этого материала.
Художник по костюмам Елена Погожева мастерски сыграла на контрасте цветов господ и слуг: белые безликие одежды, в которых щеголяют баре, и яркие красные – у крестьян: как страсть, как кровь.
Просматривается антитеза в жеманной наигранности высшего сословия, где все что-то говорят и каждый слышит лишь себя – до других ему нет дела, и в природной естественности простых людей.
И великолепен контраст двух женщин, которые рядом с Евгением: стихи, сны, грезы – это эфемерное, неземное существует в образе Лизы (Инна Медведева), а все природные стихии, кажется, слились в Степаниде (Ольга Баурина).
Все персонажи, даже эпизодические – вроде деревенской девки, сыгранной Марией Соловьевой, – интересны, артисты Наталья Забарова, Валерий Жуков, Любовь Спирихина, Виктор Чепелев, Андрей Сидоренко, Ольга Красикова и другие создали запоминающиеся образы.
– Два месяца общения с актерами Тульского академического театра драмы были периодом творческого счастья, творческого удовольствия – смею надеяться, что не только для меня, – сказал Геннадий Тростянецкий. – Труппа тульского драмтеатра – очень одаренная. У старых антрепренеров было такое определение хорошей труппы: в ней «Горе от ума», где представлены все амплуа, будет расходиться идеально. И вот в тульской труппе его можно смело ставить…

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему