Культура

Дух эпохи бродит по аптеке

В день открытия после долгого ремонта «Старой тульской аптеки» посетителей ждал сюрприз: у дверей их встречала Ольга Адерман, дочь первого ее владельца. А за маленькой конторкой, покрытой зеленым сукном, провизор в туго накрахмаленном воротничке перьевой ручкой подписывал рецепты на «микстуру для радости».
Перешагнув порог, посетитель оказывался и вовсе сбитым с толку: он вдруг обнаруживал себя в интерьере аптеки второй половины XIX века – с лепниной на потолке, изразцовыми печами, светильниками в кованом металле. В шкафах тускло светилась аптечная посуда разноцветного стекла, а дамы в кринолинах переходили от прилавка к прилавку, выбирая порошки и помаду. Будто колесо времени повернулось на полтора века назад да и застыло…
Разумеется, призрак дочери аптекаря не явился в сегодняшнюю Тулу из тьмы веков, в роли Ольги Адерман была Ирина Лебедева, главный хранитель музея «Тульский некрополь». Ведь теперь в доме № 27 по проспекту Ленина не только аптека, но и музей.
Идея размещения музейной экспозиции в пространстве действующего утилитарного объекта возникла около года назад. Эта европейская культурная традиция в нашем городе получила воплощение впервые. Музейщики считают ее самой эффективной формой непрерывной трансляции исторических знаний.
Здание аптеки отнесено к объектам культурного наследия регионального значения, является памятником архитектуры конца XVIII века, памятником истории аптекарского дела, как и соседнее – дом аптекаря Крафта, где тоже со временем будет музей.
Перед «Тульским некрополем» стояла сложная задача – передать в современных реалиях образ старого города. На церемонии открытия аптеки-музея стало ясно, что это в полной мере удалось: сотрудники Госархива демонстрировали гостям пожелтевшие фотографии бывшей аптеки Белявского, и трудно было найти десять отличий…
В здании сохранена традиционная планировка, восстановлены потолочные карнизы, лепнина, изразцовые печи. Аптечная мебель, уголок ожидания посетителей, кисея на окнах, люстры и бра воссозданы по фотографиям рубежа XIX–XX веков. В подборе артефактов участвовали тульские коллекционеры, московские антиквары, Госархив Тульской области и Дом-музей Викентия Вересаева. Быть может, все получилось именно потому, что дух эпохи, вопреки времени, и ныне не истреблен в этом старинном особняке.
Среди гостей скромно стоял в сторонке едва ли не главный виновник торжества – краевед Александр Винокуров, передавший в музейную экспозицию значительную часть своей коллекции. Весь год, пока в здании работали реставраторы, он проводил изыскания на чердаках и в подвалах домов № 25 и 27, оказавшихся настоящим музейным Клондайком. Александр говорит, что это была его давняя мечта – открыть в городе аптечный музей. По невероятному стечению обстоятельств она осуществилась в день рождения краеведа.
…Первую аптеку в России в 1701 году открыл Петр I. А до того часть ее функций была возложена на москательные лавки, уголок такой лавки также представлен в нынешней музейной экспозиции. Понимая, что лавочники – народ непросвещенный, царь Петр сам едет в Голландию учиться аптечному делу, выбирает специальную посуду, инструменты, утварь.
В те времена стать аптекарем в нашей стране было чрезвычайно трудно, и дело не только в том, что обучаться требовалось за границей. Для этого надо было быть как минимум состоятельным человеком, ведь под предприятие требовалось выкупить целое здание, а не его часть. Любая аптека представляла собой секретный объект, ведь там действовала химическая лаборатория, выпускавшая все – от слабительных порошков до взрывчатых веществ. Аптекарь выполнял еще и обязанности судмедэксперта, выезжая вместе с дознавателями на преступления. Но самое главное – это поставки лекарств в армию, которые были и самым выгодным и самым «стремным» предприятием для новой профессии, аптеки находились под неусыпным оком министерства внутренних дел, допустить неточность или, не дай бог, смошенничать абсолютно недопустимо.
Уже посуда и упаковка, в которой отпускались лекарства, не оставляли сомнений: дело тут государственной важности. На стеклянной таре выбивался двуглавый орел, бутылка обтягивалась бычьим пузырем, а горлышко запечатывал сургуч. В витринах музейной экспозиции аптечная посуда представлена во всем своем многообразии. Вот штангласы – цилиндрические сосуды для хранения исходных продуктов, они большие, как кухонные банки для сахара или крупы. А вот разнокалиберные мерные стаканчики Регицкого фарфорового завода, без которых невозможно было выполнить ни одно рецептурное правило. Рядом – оборудование для производства лекарств: ступки, пестики, сигнатуры, медные, невероятно точные весы с набором разновесов, меленки… И конечно, аптечные таксы и фармацеи, каталоги и справочники… Медицинский инструментарий для врача и судмедэксперта XIX века тоже представлен, и остается только удивляться простоте подходов как к лечению, так и к экспертизе. Вот, например, скарификатор, прибор для кровопускания. Что-то вроде отвертки с рычажком, неодноразовый, конечно. Обеззараживание предполагалось с помощью спирта или открытого огня, и – никакого ВИЧ в популяции…
Почти ни одно аптечное предприятие не обходилось без сопутствующих производств. Именно аптекари создали знаменитые духи «Букет императрицы», позже переименованные в «Красную Москву». А в подвале аптеки Белявского работал завод искусственных минеральных вод, в одной из витрин как раз собраны бутылки и этикетки от «Сельтерской», «Грушевой воды», «Дюшеса».
В те времена в аптеку приходили не только по делу, но и пообщаться. Здесь в обязательном порядке подавали кофе и какао, был и теперь восстановлен уютный уголок посетителя. За чашкой какао дамы могли обсудить модные новости, выбрать косметические средства, от которых ломились прилавки. В витрине экспозиции есть 150-граммовая банка для помады – настоящая редкость, ведь помада расфасовывалась обычно в стаканчики по 50 граммов.
Народ попроще приходил в аптеку отовариться «киндербальзамом» – детским гигиеническим средством на спирту. Алкоголики покупали его литрами и, бывало, травились, как сейчас они же травятся «брынцаловкой»… Кроме того, в витринах красуются ветеринарный термометр, несколько сортов гуталина, мыло, поильники, грелки… Экспозицию венчают многочисленные фотографии и документы, рассказывающие об истории аптечного дела в Туле и последних владельцах «Старой тульской аптеки» Фердинанде Белявском и его наследниках Ольге и Фридрихе Адерман. Их потомки живут сейчас в Германии, это именно они передали «Тульскому некрополю» значительную часть представленных документов.
…На церемонии открытия аптеки-музея Ирина Лебедева так вошла в роль Ольги Адерман, что предложила подыграть ей мэру Тулы Александру Прокопуку:
– Господа, в 1904 году к нам в аптеку приезжал его превосходительство тульский градоначальник. И сегодня нас посетил градоначальник Тулы Александр Евгеньевич Прокопук. Вам слово, ваше превосходительство.
Мэр, однако, шутки не принял – мероприятие-то серьезное… Но с удовольствием принял от Лебедевой и передал заведующей аптекой Марии Новиковой старинные ключи от всего хозяйства, в том числе от ящичка с сильнодействующими и наркотическими веществами.
Было сказано много теплых слов в адрес ИП «Шмаков», которое занималось реставрационными работами, а также дизайнера Александры Гвоздевой, сумевшей вписать в старинный интерьер вполне современные кондиционеры и даже зону аптечного магазина самообслуживания. А самым дорогим сердцу музейщиков подарком было меню, сделанное полтора века назад по поводу открытия данного предприятия.
Уникальная в масштабах провинциального города экспозиция открыта для свободного посещения. А экскурсии можно заказать по телефону 36-73-09.
 Екатерина СЕРГЕЕВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

Другие новости