Культура

15:35, 02 августа 2019

Два колеса истории

Аудиогиды по музеям давно стали привычными для туристов, не удивишь сегодня и аудиосопровождением пешеходной экскурсии. Музейщики «Октавы» пошли дальше. Точнее – поехали.

Ирина Мельханова
Сергей Киреев

База мультимедийных гидов бесплатного интернет-сервиса izi.TRAVEL пополнилась двумя велоэкскурсиями по Туле.
Среди путеводителей по широко известным культурным объектам федерального уровня тульские площадки и прежде были представлены. Доступны, например, аудиогиды по Тульскому кремлю, Тульскому музею изобразительных искусств, Тульскому историко-архитектурному музею, музею «Тульские самовары» и многим другим. Теперь к этой компании присоединился и Музей станка творческого индустриального кластера «Октава», запустивший в мобильном приложении сразу две аудиоэкскурсии необычной специфики на стыке культуры и спорта.
Первая велопрогулка по Туле познакомит с богатой индустриальной архитектурой города, вторая – с литературным наследием, нашедшим отражение в памятниках, зданиях, исторических местах оружейной столицы.
– Удивительно, но часто даже местные жители многого не знают о своем городе. К примеру, не всякий ответит на вопрос, где в Туле впервые в провинциальной России была открыта публичная библиотека? – рассказывает PR-менеджер творческого индустриального кластера «Октава» Алексей Соколов, озвучивший экскурсии. – Мощность какой тульской фабрики оценивалась в «12 тысяч обедов»? Где находился прототип знаменитой «Растеряевой улицы» писателя Глеба Успенского? Какой тульский памятник – дело рук знаменитого советского скульптора Веры Мухиной, подарившей стране символ ВДНХ и «Мосфильма» – статую «Рабочий и колхозница»?..
«Тула велосипедная: архитектура» проведет оптимальным маршрутом, включающим как яркие примеры индустриальной архитектуры советского периода, так и новейшие креативные объекты, появившиеся в Туле за последние годы, включая Казанскую набережную и городское пространство «Искра».
«Тула велосипедная: литература» напомнит о том, что связывало с нашим краем Есенина и Тургенева, Жуковского и Пастернака… Глеб Успенский, Викентий Вересаев, Лев Толстой – что они писали о Туле, что думали о ней, какие дома и целые улицы навсегда связаны с их именами?
«Мы, туляки, народ занятой, и зря тарабарить нам недосуг», – писал еще один известный тульский литератор Иван Панькин. Но время, потраченное на то, чтобы увидеть привычный город с нового ракурса, потерянным уж точно не назовешь.

Оружие ковала, изобретала велосипед
– Каждая из наших велоэкскурсий рассчитана ориентировочно на два часа. За это время прогулки мы стремились охватить максимальное количество интересных фактов, – рассказывает директор музея станка Евгения Бабакаева. – Некоторые объекты просто невозможно было обойти вниманием, другие дополняют картину, делают ее объемной за счет мелких деталей. Нам хотелось показать, что каждый дом хранит чей-то след, что город пронизан историей.

– Индустриальная архитектура – понятно, это ваш профиль. Создание музеем станка такой экскурсии логично и органично. А литература почему?
– Во-первых, ее много. Говорить о Туле, не упоминая литературу, сложно. А потом, рассказывая об индустриальной культуре в нашем музее, мы тоже не фокусируемся исключительно на механизмах и изобретателях. Наоборот, рассматриваем станок как коммуникационную машину, через которую смотрим на все сферы, в том числе и литературу. Одну из экскурсий в ближайшем будущем также планируем посвятить литературе, точнее – отдельному блоку так называемой «заводской» литературы, описывающей становление индустриальной культуры и ее развитие на разных этапах.

– А как возникла идея сделать целевой аудиторией велосипедистов?
– У нас в музее есть выставка «Изобретая велосипед. Тула-2019», которая пользуется интересом горожан, возможно, потому, что она – не только про велосипед, но и про Тулу. Когда эта выставка только задумывалась, у меня, скажу по секрету, была идея в духе Остапа Бендера – рассказать о Туле как о велосипедной столице. Сама я приехала сюда около полутора лет назад, и одно из первых моих впечатлений – огромное количество велосипедистов в городе. Значительно больше, чем в Москве, к примеру. Но только после погружения в тему я поняла, насколько это правильный посыл. Тула – действительно велосипедная столица. Первый велотрек, родина чемпионов велоспорта, активное велодвижение, марафоны, тульский велопарад, символ послевоенной конверсии «Ветерок», созданный на «Туламашзаводе»…. Оказалось, не только Лев Толстой, запечатленный с велосипедом на старой фотографии, но и множество самых разноплановых моментов указывает на то, что Тула вполне может претендовать на звание велостолицы. Так родилась выставка и – как логичное продолжение – велоэкскурсии по городу.
– Откуда взялось наполнение?
– Тексты помог составить историк-краевед ­Сергей Гусев. Он, как истинный ученый, «сражался» за каждый факт: кем построено, когда разрушено. А я просила тульских «анекдотов», фактурных историй… В результате нашли компромиссы, и экскурсии, на мой взгляд, получились неформальными. Мы хотели добиться, чтобы город начал разговаривать с теми, кому он интересен, на другом языке, стал «выпуклым». И добились.

– Продолжение следует?
– Конечно. Нам нравится осваивать необычные форматы, максимально знакомиться с городом, предлагать нашим жителям и туристам свежие способы проведения времени в Туле. Мы планируем и новые велосипедные экскурсии, и театральные, может быть, документальные спектакли, музыкальные постановки… Это прекрасно – разговаривать с городом, облекая слова в разные формы.

– Что необходимо для прохождения этих экскурсий, кроме желания?
– Нужен телефон, имеющий встроенный модуль GPS-приемника. Практически все современные телефоны поддерживают эту функцию. Далее – нужно скачать аудиогид. Если у вас уже есть велосипед, достаточно просто приехать в первую точку экскурсии и начать прослушивание. Если двухколесного друга пока нет, его при желании можно арендовать». А энтузиасты пеших прогулок могут отправиться на своих двоих. Конечно, в этом случае экскурсия займет куда больше времени, но на удовольствии и пользе, думаю, это не скажется.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему