Культура
Два узла богатства
- 09:00 09 января 2015
Людмила ИВАНОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Путешествуя по железной дороге, одни копят воспоминания о попутчиках, другие – о станциях, выбегающих к поезду, а маленький Игорь был очарован проводником вагона, вернее, его мундиром. Лычки, пуговицы, эмблемы, кокарда на фуражке – ну какой мальчишка устоял бы перед этим великолепием?!
Судьбы стальное полотно
Уже лет в десять Игорь Терехов объявил матери, что будет работать на стальной магистрали. Мечте своей он не изменил, окончил Тульское железнодорожное училище, начинал со стрелочника, потом стал дежурным по станции, запасным дежурным участка, работал даже начальником станции Чернь, а сейчас трудится контролером-ревизором. И все это время коллекционирует предметы, связанные с избранным делом.
– В детстве я, как и многие ребята, собирал старинные монеты, – рассказывает Игорь Алексеевич. – Длилось это, пока в моей коллекции не появился дореволюционный жетон – табельная марка тульских железнодорожных мастерских. С тех пор все изменилось: стал охотиться за пряжками, разнообразными знаками различия, документами.
Тульский антикварный мир довольно богат подобными вещицами: в нашем крае соседствуют два железнодорожных узла – Тула-3 –
Вяземская Сызрано-Вяземской железной дороги и Тула-1– Курская Московско-Курской. В Заречье живет много народу, работавшего на стальной магистрали. Когда там шел массовый слом деревянных домов, появилось немало интересных находок. Бывает, и сейчас приносят что-то необычное.
Года три назад совершенно случайно был обнаружен архив начальника станции Тула-3 с документами 1904–1906 годов. Среди бумаг оказались приказы по личному составу, расписания движения поездов, инструкции 1892 года издания – уникальные вещи! А нашли все на чердаке заброшенного дома, в котором уже поселились бомжи. И вытащили незадолго до пожара, который спалил все жилище.
Часы Пушкина
Обычно старинные вещи попадают к Игорю Алексеевичу через знакомых, которые уже давно в курсе его необычного пристрастия. Что-то он сам находит через Интернет, правда, часто бывает так, что появившийся утром экспонат к вечеру уже «уходит».
– А порой зайдешь в антикварный магазин и глазам не веришь. Вот, к примеру, наградные часы механика Пушкина. Их принесли и сдали его родственники, а ведь это был довольно известный человек. Он вместе со знаменитым Александром Огневым – машинистом паровозного депо Тула, а затем начальником дороги имени Дзержинского – в 1938 году совершил скоростную проводку поезда от Москвы до Курска. Время тогда было сложное: в декабре из-за холодов и метелей нарушился нормальный ритм железнодорожной сети. Многие составы оказались брошенными из-за неисправностей локомотивов, сильно снизилась погрузка и выгрузка. И тогда поезд повел начальник дороги Огнев, чтобы личным примером показать, что у проблемы есть решение – точное исполнение инструкций и профессионализм.
Он вел состав до Тулы, машинист Марков – от Орла до Курска, а тот самый Пушкин – в середине пути, от Тулы до Орла… Не нарушив инструкций по безопасности, поезд прибыл на конечную станцию на два часа раньше, чем того требовало расписание. Огнев очень хорошо знал свое дело, любил технику, как ребенка, ухаживал за ней, как за хрупкой вазой. На его паровозе можно было работать в белых перчатках. Видимо, таким же был и Пушкин, раз начальник дороги имени Дзержинского взял его в свою бригаду…
Наклониться и поднять… историю
А вот историческая вещь – книга об основании Тульского железнодорожного училища, которую составлял его директор с 1879 по 1904 годы.
– Говорят, издание вышло тиражом в 200 экземпляров, но ничего подобного я не видел. А книга сама по себе тоже бесценная: в ней описывается, кто были директора, попечители, классные руководители, – рассказывает Терехов.
Какие-то предметы из коллекции Игоря Алексеевича стоили ему больших денег, а какие-то достались даром:
– Вот старинный снимок железнодорожников. На нем нет обозначения станции, но по профилю похоже на Козлову Засеку, что в Ясной Поляне. Шел как-то один мой знакомый мимо мусорного контейнера и увидел выброшенные фотокарточки. Не побрезговал, наклонился, поднял и принес мне…
Среди тысяч экспонатов коллекции Терехова есть вещи весьма крупные. Например, два именных мундира. Один из них – инженер-капитана службы подвижного состава и тяги – принадлежал начальнику Тульского отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги, Герою Социалистического Труда Ивану Родионову. Благодаря этому человеку в областном центре велось масштабное жилищное строительство для сотрудников стальной магистрали, был возведен стационарный корпус отделенческой больницы, а от станции Тула-3 до станции Узловая проложен второй железнодорожный путь.
Экспонаты коллекции Терехова периодически демонстрируются в выставочных залах города Тулы.
– Прикасаться к истории очень приятно. Еще приятнее – знакомить с ней потомков, – уверен Игорь Алексеевич.
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Путешествуя по железной дороге, одни копят воспоминания о попутчиках, другие – о станциях, выбегающих к поезду, а маленький Игорь был очарован проводником вагона, вернее, его мундиром. Лычки, пуговицы, эмблемы, кокарда на фуражке – ну какой мальчишка устоял бы перед этим великолепием?!
Судьбы стальное полотно
Уже лет в десять Игорь Терехов объявил матери, что будет работать на стальной магистрали. Мечте своей он не изменил, окончил Тульское железнодорожное училище, начинал со стрелочника, потом стал дежурным по станции, запасным дежурным участка, работал даже начальником станции Чернь, а сейчас трудится контролером-ревизором. И все это время коллекционирует предметы, связанные с избранным делом.
– В детстве я, как и многие ребята, собирал старинные монеты, – рассказывает Игорь Алексеевич. – Длилось это, пока в моей коллекции не появился дореволюционный жетон – табельная марка тульских железнодорожных мастерских. С тех пор все изменилось: стал охотиться за пряжками, разнообразными знаками различия, документами.
Тульский антикварный мир довольно богат подобными вещицами: в нашем крае соседствуют два железнодорожных узла – Тула-3 –
Вяземская Сызрано-Вяземской железной дороги и Тула-1– Курская Московско-Курской. В Заречье живет много народу, работавшего на стальной магистрали. Когда там шел массовый слом деревянных домов, появилось немало интересных находок. Бывает, и сейчас приносят что-то необычное.
Года три назад совершенно случайно был обнаружен архив начальника станции Тула-3 с документами 1904–1906 годов. Среди бумаг оказались приказы по личному составу, расписания движения поездов, инструкции 1892 года издания – уникальные вещи! А нашли все на чердаке заброшенного дома, в котором уже поселились бомжи. И вытащили незадолго до пожара, который спалил все жилище.
Часы Пушкина
Обычно старинные вещи попадают к Игорю Алексеевичу через знакомых, которые уже давно в курсе его необычного пристрастия. Что-то он сам находит через Интернет, правда, часто бывает так, что появившийся утром экспонат к вечеру уже «уходит».
– А порой зайдешь в антикварный магазин и глазам не веришь. Вот, к примеру, наградные часы механика Пушкина. Их принесли и сдали его родственники, а ведь это был довольно известный человек. Он вместе со знаменитым Александром Огневым – машинистом паровозного депо Тула, а затем начальником дороги имени Дзержинского – в 1938 году совершил скоростную проводку поезда от Москвы до Курска. Время тогда было сложное: в декабре из-за холодов и метелей нарушился нормальный ритм железнодорожной сети. Многие составы оказались брошенными из-за неисправностей локомотивов, сильно снизилась погрузка и выгрузка. И тогда поезд повел начальник дороги Огнев, чтобы личным примером показать, что у проблемы есть решение – точное исполнение инструкций и профессионализм.
Он вел состав до Тулы, машинист Марков – от Орла до Курска, а тот самый Пушкин – в середине пути, от Тулы до Орла… Не нарушив инструкций по безопасности, поезд прибыл на конечную станцию на два часа раньше, чем того требовало расписание. Огнев очень хорошо знал свое дело, любил технику, как ребенка, ухаживал за ней, как за хрупкой вазой. На его паровозе можно было работать в белых перчатках. Видимо, таким же был и Пушкин, раз начальник дороги имени Дзержинского взял его в свою бригаду…
Наклониться и поднять… историю
А вот историческая вещь – книга об основании Тульского железнодорожного училища, которую составлял его директор с 1879 по 1904 годы.
– Говорят, издание вышло тиражом в 200 экземпляров, но ничего подобного я не видел. А книга сама по себе тоже бесценная: в ней описывается, кто были директора, попечители, классные руководители, – рассказывает Терехов.
Какие-то предметы из коллекции Игоря Алексеевича стоили ему больших денег, а какие-то достались даром:
– Вот старинный снимок железнодорожников. На нем нет обозначения станции, но по профилю похоже на Козлову Засеку, что в Ясной Поляне. Шел как-то один мой знакомый мимо мусорного контейнера и увидел выброшенные фотокарточки. Не побрезговал, наклонился, поднял и принес мне…
Среди тысяч экспонатов коллекции Терехова есть вещи весьма крупные. Например, два именных мундира. Один из них – инженер-капитана службы подвижного состава и тяги – принадлежал начальнику Тульского отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги, Герою Социалистического Труда Ивану Родионову. Благодаря этому человеку в областном центре велось масштабное жилищное строительство для сотрудников стальной магистрали, был возведен стационарный корпус отделенческой больницы, а от станции Тула-3 до станции Узловая проложен второй железнодорожный путь.
Экспонаты коллекции Терехова периодически демонстрируются в выставочных залах города Тулы.
– Прикасаться к истории очень приятно. Еще приятнее – знакомить с ней потомков, – уверен Игорь Алексеевич.