Культура

15:01, 06 декабря 2019

Двенадцатое блюдце великого князя

«Давно знаю и нередко исполняю песню «Тула веками оружье ковала». Мне вообще очень нравится Тула, не один раз там была и даже немного причастна к созданию музея оружия», – так начала свое общение с одаренными мальчишками и девчонками в возрасте от двенадцати до семнадцати лет из Щекина, Новомосковска, Киреевска, Суворова, Дубенского района и других уголков Тульской области генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей КИРЕЕВ

Напомним: это она во время проведения в оружейной столице Международного музейного саммита предложила варианты посещения отличившимися юными туляками знаменитой фонтанной резиденции, а губернатор Алексей Дюмин выступил с инициативой, чтобы наши земляки отправились туда уже этой осенью.
И вот в Белом зале Большого Петергофского дворца Елена Яковлевна охотно рассказывает о музейных буднях и о планах, связанных с Тулой.
Кальницкая признается: после революции 1917 года местные дворцы, где жили цари, делать музеями некоторые горячие головы вообще не хотели. Мол, советская власть, свергнув самодержавие, не собирается прославлять императоров. Правда, старая интеллигенция все-таки выступила за то, чтобы здания, где жили первые лица России, наполнились экскурсантами и исследователями старины. И люди пошли посмотреть, как жили цари, но собственно о них тут поначалу и не рассказывали. Все постройки стали именовать музеями дворянского быта. Гостям показывали, скажем, вазу, кровать, картину, но не говорили, что ваза принадлежала Николаю II, кровать – Александру III, а картина – Петру I.
– И поэтому энергетики предметов никто из посетителей не ощущал, – сокрушается Елена Кальницкая. – А ведь она мощнейшая и остро чувствуется тогда, когда говорят об удивительном прошлом того или иного предмета. Послушайте свежую историю одной вещи, попавшей в наш музей, – рыдать можно. Этой осенью к нам пришла пожилая женщина – она профессор биологии – и подарила любопытное сервизное блюдце. Как-то одному из сыновей императора Николая I великому князю Константину Николаевичу, ставшему генерал-адмиралом Российского флота, заказали сервиз с изображением картин Айвазовского. Он находился в императорском дворце, а после революции начали распродавать содержимое кладовых и личные вещи царя. А надо было сохранять подобные реликвии, и этим, в частности, занимались музейщики, в том числе покупал редкости директор музея Николай Архипов. Его за это даже называли «хранителем подштанников русских царей». И предок женщины-дарительницы также сохранил этот сервиз. Но потом его семья разделилась: одна дочь свою часть сервиза продала, а вторая – сберегла. В 1982-м тогдашний директор музея «Петергоф» купил этот сервиз. А в прошлом году проходила выставка, наша дама-дарительница пошла в музей и увидела сервиз ее детства: 12 чашек и 11 блюдец. Она у себя дома нашла недостающее двенадцатое блюдце и подарила – теперь сервиз у нас полный.
«Петергоф» называют уникальным культурным пространством, дающим исключительную возможность узнать абсолютно все про русскую историю – от Пет­ра Великого до Николая II. В этом году «Петергоф» вошел в десятку самых посещаемых музеев мира. В 2019-м тут побывали около 6 миллионов человек, очень много туристов из Китая. Свою лепту внесли и пытливые тульские школьники. «А чем вам запомнился недавний визит в Тулу?» – поинтересовались они у Кальницкой.
– Во-первых, Тула стала чистым, ухоженным городом. Во-вторых, я читала тульским музейщикам лекцию о развитии музейного дела. И мне понравилось, что мне задавали много вопросов, – ответила директор Государственного музея-заповедника «Петергоф». – Это важно. Ведь когда люди тебя не спрашивают – значит, или они ничего не поняли, или плохо слушали, или им вообще все равно. Я хочу приехать в Тулу, знаменитую своими толстовскими местами, пряниками, еще раз. Планирую организовать у вас выставку. Идею надо обсудить с вашими музейными работниками, уладив финансово-правовые вопросы. Готовы открыть выставку любого плана. Однажды нам коллеги из Тамбова сказали: «А вот мы хотели бы у себя увидеть датский королевский фарфор из коллекции Александра III». Мы, конечно, сильно удивились, но ответили: нет вопросов. А там, кстати, исключительные по своей красоте вещи. «Петергоф» повез этот фарфор в Тамбов – и выставка имела ошеломляющий успех! Мы обязательно дополняем свои выставки мультимедийными программами, рассказываем о Петергофе – и сочетание мультимедиа и подлинников дает свои результаты. Так что все, что Тула захочет, мы готовы привезти.


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий