Культура

15:19, 06 сентября 2019

Энциклопедия Леандро Бассано

Пожалуй, самый уникальный экспонат Тульского музея изобразительных искусств – это серия картин «Двенадцать месяцев»: увлекательная живописная энциклопедия из 12 картин-аллегорий, представляющих каждый месяц года в виде трудовых сцен из повседневной жизни итальянских крестьян. На каждом полотне изображен соответствующий месяцу знак Зодиака.

Анна ВОЛГИНА

– Это единственное известное повторение знаменитой серии венецианского художника XVI века Леандро Бассано. Только в нашем музее можно увидеть все 12 картин этого цикла, так как сохранилось лишь 10 подлинников, да и те размещены в двух разных музеях: в Праге и в Вене! – говорит ведущий специалист отдела музейной педагогики ТМИИ Елена Рябова. – К тому же картины Венского музея были обрезаны в XVII веке, в период увлечения шпалерной развеской (первоначальный размер 164,3х230,8 был уменьшен до 145х213), а полотно «Апрель» обрезали в длину примерно на одну треть. «Июль» был варварски разрезан на две части, и сейчас оба фрагмента показывают как две самостоятельные картины с разными названиями! В связи с этим уникальность тульской серии возрастает – именно она дает наиболее полное представление о замысле художника и первоначальном виде серии «12 месяцев» – одном из главных произведений в наследии ее автора. Наши картины по размерам несколько меньше оригиналов. Они поступили из собрания графов Бобринских в Бобриках (бывшее имение в Богородицке Тульской области).
Леандро родился в семье потомственного художника Якопо дель Понте – одного из крупнейших мастеров венецианской провинции, работавшего преимущественно в своем родном городе Бассано дель Граппа. Его творчество высоко ценил Эль Греко. Все четверо сыновей Якопо продолжили семейную традицию, став художниками после обучения у отца. Наиболее талантливыми оказались Франческо (автор серии исторических полотен для Дворца дожей в Венеции) и Леандро – третий сын Якопо, возглавивший семейную мастерскую в 1575 году. Все они вошли в историю итальянского искусства как родоначальники крестьянского жанра. Их картины, посвященные жизни крестьян (а это были необычные для Италии темы), пользовались в Венеции огромной популярностью. Художников стали называть Бассано – по месту их проживания. Современники особенно ценили их картины, объединенные в циклы: «Времена года», «Месяцы», «Четыре стихии». Самым обширным циклом жанровых композиций, вышедших из мастерской Бассано, стала серия «12 месяцев». После смерти отца и брата Франческо Леандро отказался от жанровой живописи и завоевал признание как портретист, работая в Венеции в стиле Тинторетто. Со временем его популярность возрастала, и в конце 1590-х годов венецианский дож посвятил его в рыцари.
Леандро Бассано наиболее самостоятелен и интересен как портретист, поэтому серия «12 месяцев», написанная им в тридцатилетнем возрасте в 1580-е годы, занимает в его творчестве особое место, являясь единственным созданным им большим циклом жанровых композиций, и в них он обнаруживает известную зависимость от искусства отца и брата Франческо. Вероятно, в основе каждой картины Леандро лежит композиция Якопо. На основании эскизов своего отца Леандро создал настоящую энциклопедию крестьянской жизни, придав своим полотнам величавую эпичность, почти торжественность. Ни в одной серии, вышедшей из мастерской Бассано, нет такого богатства и многообразия мотивов повседневной жизни сельской Италии. На фоне гористого пейзажа перед нами разворачивается весь круговорот времен года, все многообразные эпизоды крестьянского труда – начиная с сева и кончая уборкой урожая и подготовкой к Рождеству. А в картине «Февраль» изображены и сцены из жизни небольшого провинциального городка – этого нет ни в одном цикле мастерской Бассано. Более того, многие мотивы и отдельные сцены этой серии не имеют аналогий в других картинах круга Бассано. Цикл открывает картина «Март», так как в Венеции XVI века новый год начинался 1 марта. 
В картинах серии чувствуется связь с нидерландской живописью и с искусством Тинторетто, оказавшего большое воздействие на позднее творчество Якопо и его сыновей. Но совершенно очевидно, что в основе большинства эпизодов цикла Леандро лежат впечатления, навеянные реальной действительностью, жизнью северо-итальянской деревни и небольшого провинциального города.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему