Фондохранилище. Перезагрузка
- 10:25 03 августа 2022
Стройка только начата. Вновь. Высотные краны под аккомпанемент моторов проворно переносят грузы меж стеновых балок, а в возведенном каркасе снуют в ярких жилетах и касках многочисленные рабочие.
– Мы уже подняли монолитные конструкции первого и второго этажей. Текущие вопросы решаются оперативно, и вся проблематика устранена. На данном этапе мы только увеличиваем темпы, – рапортует Алексею Дюмину представитель новой компании-подрядчика Александр Табачков, пока глава региона инспектирует ход работ – возведение фондохранилища Тульского музейного объединения.
Мест нет
О том, что у областного художественного музея в Туле будет свое фондохранилище, известно стало в 2019 году на встрече Алексея Дюмина с руководителями учреждений культуры региона. Тогда эта новость возымела эффект разорвавшейся бомбы.
– Подарок президента к 100-летию музея. Будем строить фондохранилище. Деньги есть! – под шквал аплодисментов объявил губернатор.
Событие само по себе грандиозное, ведь, как не раз говорила первый заместитель гендиректора объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Кузина, вопрос о необходимости новых площадей для размещения экспонатов возник еще в конце 70-х годов прошлого века, да и в нынешнем столетии на повестке дня поднимался при каждом губернаторе.
Есть много всего, да места – всего ничего: в двух экспозиционных залах музея, которые пришлось приспособить под хранение артефактов, ютятся произведения русского, западноевропейского изобразительного искусства, больше трех сотен икон, скульптуры, а еще – изделия из драгоценных металлов, образцы графики, начиная с XV – XVI веков и моложе и 6 тысяч экспонатов коллекции народного декоративно-прикладного искусства. Собрание музея насчитывает порядка 25 тысяч объектов хранения, и оно неизменно пополняется. Потому хранилище фондов с грамотным размещением – жизненно необходимо.
Новая надежда
В марте 2020 года был одобрен проект здания. В апреле на площадку вышел подрядчик. Но, у того что-то пошло не так. Или, как сказал губернатор, строители «не рассчитали свои силы».
– Так бывает. Но мы вовремя сориентировались, и теперь пришел подрядчик, в котором мы уверены. Это мощная организация, она строила перинатальный центр в Туле. И мы понимаем, что обозначенные сроки будут выдержаны, а проблемы решены, – отмечает Алексей Дюмин.
К стройке компания приступила 3 июня. На объекте, по словам Александра Табачкова, задействованы 90 человек.
Сейчас ведется монтаж опалубки перекрытия, колонн и лестничных клеток, утеплителя и мембраны стен подвала, инженерных сетей водоснабжения, бетонирование колонн, оклейка гидроизоляции. На финальной стадии прокладка наружных сетей теплоснабжения.
Завершить возведение монолитного каркаса здания застройщик обязуется в сентябре, а сроки сдачи фондохранилища – 31 августа 2023 года.
Москва – Санкт-Петербург – Тула
Здание, где в комфортных условиях смогут разместиться порядка 120 тысяч предметов искусства, будет иметь ряд особенностей. Так, его построят с перепадами в этажах – от 3-го до 5-го, с подвалом и переходом, соединяющим хранилище и сам музей. На цокольном этаже расположатся технические и инженерные помещения, на первом – административные и складские, а также для приемки экспонатов. На втором и третьем – комнаты специального хранения, реставрационные мастерские, а еще – экспозиционные залы, под которые отведут помещения с панорамным остеклением.
– Для выставок на двух этажах будут выделены площади по 400 квадратных метров. И там, в открытом доступе, как в депозитарии, станут экспонироваться артефакты после реставрации, – рассказывает губернатору министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина. – Тут уже не понадобятся перевозки, средства на страховку и так далее. А формат депозитария вызовет дополнительный интерес.
Этажи выше предназначены как для непосредственного хранения предметов искусства, так и для реставрационных мастерских. И глава регионального минкульта обращает внимание губернатора на то, что мастерские призваны решить еще одну немалую проблему: отпадет надобность в транспортировке артефактов в Москву или Санкт-Петербург.
– Возить каждый раз на реставрацию в Москву или Питер – не дело, – говорит Татьяна Рыбкина.
– Действительно, пора начать работать в том направлении, чтобы уже Москва и Питер приезжали сюда, к нам, реставрировать свои экспонаты, – в ответ замечает Алексей Дюмин.
Он также подчеркивает, насколько значим для Тулы, «как одной из музейных столиц России», этот объект, и поручает Татьяне Рыбкиной уже сейчас определить: сколько и каких специалистов нужно подготовить для работы в фондохранилище и предметно заняться комплектованием штата.
Арсений АБУШОВ