Рекламный баннер.

Культура

11:59, 26 апреля 2019

Гамбургский счет для культуры

В Туле уже в этом году начнется строительство фондохранилища областного художественного музея. Об этом стало известно на встрече Алексея Дюмина с руководителями учреждений культуры региона, которая прошла в Богородицком дворце-музее. Новость возымела эффект разорвавшейся бомбы.

Арсений АБУШОВ
Сергей КИРЕЕВ

– Подарок президента к 100-летию музея. Будем строить фондохранилище. Деньги есть! – под шквал аплодисментов объявил губернатор, когда тому раскрывали подробности программы праздновании юбилея.

Из века – в век
Событие само по себе грандиозное: как рассказала первый заместитель гендиректора объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Кузина, вопрос о необходимости новых площадей для размещения экспонатов возник еще в конце 70-х годов прошлого века, да и в нынешнем столетии на повестке дня поднимался не раз.
– У нас два экспозиционных зала заняты под хранение. Там находятся произведения русского, западноевропейского изобразительного искусства. Хранится больше 300 икон, изделия из драгоценных металлов, образцы графики, начиная с XV – XVI веков и моложе, а коллекция народного декоративно-прикладного искусства составляет 6 тысяч экземпляров. Скульптуры. Многое из этого размещено в полуподвальных помещениях. Это непозволительные условия. Коллекция музея насчитывает порядка 25 тысяч артефактов, и она растет. Депозитарий с грамотным размещением жизненно необходим, – комментировала новость СМИ Марина Николаевна, не уставая повторять, что «не верит своему счастью».
И это понятно, тем более что буквально перед новым годом здание музея в рамках подготовки празднования 500-летия Тульского кремля было капитально отремонтировано: заново оформили входную группу, полностью заменили электропроводку, а во всех 28 залах – окна, выкрасили стены, батареи и двери, отциклевали и покрыли лаком паркет, утеплили крышу, заменили светильники... На ремонт было выделено порядка 40 миллионов руб­лей.
После обновления музей вновь открыл свои двери для посетителей 25 декабря.
– Реконструкция не прошла даром. После нее, с декабря по апрель, в музее уже побывали порядка 40 тысяч человек. Для сравнения: за весь позапрошлый год посетителей было 68 тысяч, – рассказал губернатору заведующий филиалом музея ИЗО Александр Аладин и пригласил главу региона 15 ноября на кульминацию торжеств по случаю векового юбилея учреждения. Попутно он не забыл рассказать о мероприятиях на весну-лето: концерты, мастер-классы, передвижные выставки, акции для продвижения музея как бренда… А иначе – никак.

Новая реальность
Музеи сегодня – это бесконечный поиск новых форматов, которые будут интересны посетителям. И в этом смысле фондохранилище, которое будет строиться, даст дополнительные возможности специалистам учреждения.
– Как ни парадоксально звучит, сами по себе шедевры без модной упаковки, к сожалению, интерес представляют лишь для небольшой части молодежи, вовлеченной, погруженной в искусство, – подметил Аладин. – Что такое кластер «Октава» – это тоже музей, выставочное пространство, но с выстроенной инфраструктурой. По сути, модная территория, где есть кафе, магазины, куда приглашают популярных лекторов… И наш музей обсуждает перспективы партнерства с другим креативным кластером Тулы – «Искрой».
В помощь музейным работникам – современные технологии продвижения: от виртуальной реальности до форматов 3D и многого другого. Ничего сложного, если есть что показать. Главное – грамотно это делать.
Как говорят эксперты, вокруг реальных шедевров проще создать какую-то историю, интересную в том числе и для молодежи. Потому-то так популярен сегодня у музейных работников сторителлинг – формат донесения информации с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают эмоции. Тут важно не переборщить.
А вот директор Яснополянского музея-усадьбы Екатерина Толстая не до конца согласна с тем, чтобы максимально продвигать современные технологии.
– Интернет, соцсети – без них, конечно, сегодня никуда, и мы их применяем в работе: с помощью интерактивных форматов, например, есть возможность дать посетителю больше информации. В то же время в самой усадьбе «Ясная Поляна» делать что-то высокотехнологичное – неправильно. Ценность мемориального комплекса – как раз в сохранении памяти о Льве Толстом, его быте, – пояснила Толстая свою точку зрения.

Weekend у Толстого
Впрочем, музей-усадьба гения русской литературы дефицита внимания никогда не испытывала. А уж тем более – летом.
– Мы подходим к началу высокого туристического сезона. Готовим после зимы мемориальные здания: красим, белим… Сажаем деревья, – рассказала губернатору директор музея.
Она также заметила, что популярный международный фестиваль «Толстой Weekend» в этом году пройдет на месяц позже обычного – в июле. Организаторы рассчитывают, что смещение графика к середине теплого сезона позволит гостям и участникам фестиваля в меньшей степени зависеть от капризов природы. И хотя название проекта открыто указывает на формат выходного дня, «Толстой Weekend» вышел за эти рамки и обещает не просто остаться всерьез и надолго, но и расширяться.
– У нас запланированы встречи с режиссерами и актерами, другие мероприятия. И все это мы намерены проводить в мае, июне, июле – да практически все лето! – с азартом сообщила директор музея-усадьбы Ясная Поляна, пообещав, что фестиваль в перспективе будет позиционироваться и в музейном квартале Тулы на улице Металлистов. Напомним: здесь в недалекой перспективе должны открыться представительства ведущих федеральных и ре­гио­наль­ных музеев. Сама улица уже благоустроена, отремонтированы фасады зданий.

Улица Металлистов. Продолжение следует…
– Музейный квартал формируется как современный культурный кластер. Именно на это нас нацеливает президент. И здесь должны быть не только музеи в привычном смысле, но и современные форматы культурно-образовательной работы, концертно-фестивальной деятельности. Нельзя забывать и о туристической инфраструктуре, – сделал ремарку Алексей Дюмин.
Вотчина Яснополянского музея на улице Металлистов – дом № 25. Большое арт-пространство предполагает вместить и книжный магазин, и литературную гостиную, и туристско-информационный сервис, где можно будет приобрести не только экскурсию в писательскую усадьбу, но и поучаствовать в пешей «обзорке» «Лев Толстой и Тула».
– В этом городе у Льва Николаевича было много знакомых и друзей, во многих домах он бывал. Потому главная экспозиция в новом арт-пространстве будет называться «Лев Толстой: его творчество и Тула», – заметила Толстая.
Первых посетителей здесь рассчитывают принять в сентябре 2020 года.

Глаза в глаза
Еще целый комплекс зданий перешел в ведение музея-заповедника В. Д. Поленова. Реставрация там также начнется уже в этом году. Проект получил название «Поленовское подворье».
– Это прежде всего городская усадьба формата «вдали от шума городского», хотя она и находится в центре Тулы, – рассказала главный хранитель музея-заповедника Наталья Грамолина. – Мы акцент сделали на необходимости человеческого общения, глаза в глаза. В наших четырех домах разместятся выставочный зал, кают-компания, для которой нам несколько экспонатов предоставил командующий Тихоокеанским флотом. Будет и литературная гостиная с уникальной библиотекой, с автографами поэтов, начиная от Серебряного века и до наших дней.
А еще Наталия Николаевна пообещала и арт-резиденцию, в которой одними из первых должны будут побывать полотна художников Крыма. Первые переговоры на этот счет уже прошли, и Грамолина намекает на скорые совместные проекты.
Впрочем, это чуть более дальняя перспектива, а на повестке ближайших месяцев – 175-летие со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова, которое придется аккурат на первый день лета.
– Имею честь пригласить вас, Алексей Геннадьевич, 1 июня в Дом дворянского собрания, где мы предложим гостям праздника удивительный синтез программ нашего музея и областной филармонии в сочетании с собранием полотен Поленова, которые есть в художественном музее, – обратилась к главе региона Грамолина, и тот обещал быть.
Большое в малом
А 3 августа губернатора ждут в Дубне – на День поселка. Там в рамках празднования 500-летия кремля завершили ремонт и реставрацию усадьбы Мосоловых. Теперь работают над экспозиционной концепцией.
– Постоянная выставка будет называться «Музей промышленной усадьбы дворян Мосоловых», – рассказала главе региона директор Дубенского краеведческого музея Марина Ижевская. – В ней мы соберем воедино историю семьи Мосоловых, историю усадьбы и историю Дубенского завода.
В создании экспозиции принимает участие и Тульский государственный музей оружия, директор которого Надежда Калугина заметила, что выставка «Тульские защитники южных рубежей России XVI – XVII веков» откроется уже 25 мая, она займет три зала в усадьбе Мосоловых.
– На этой экспозиции будет представлена научная реконструкция – точные воспроизведения вооружения и защитного снаряжения воинов Тульского гарнизона Большой засечной черты, – сделала акцент Калугина, пообещав, что ознакомиться с выставкой можно будет до апреля будущего года.
В этом совместном проекте хранители артефактов видят глубинный смысл и большой потенциал для сотрудничества, даже для обогащения муниципальных музеев за счет федеральных.
– Взаимосвязей – масса. 16 металлургических заводов принадлежали Мосоловым. А основатель династии – Геннадий Тимофеевич – был казенным кузнецом. Сыновья его состояли в гарнизонах Большой засечной черты. Другой Мосолов, Алексей Перфильевич, руководил поставками оборудования во время строительства ТОЗа… – сделала небольшой экскурс в историю Калугина, а после подняла один из важнейших для отрасли вопросов – безопасности в самом широком понимании слова.

На защите искусства
– Музей проводит много выездных выставок. Из последних – в Тамбове, Казани, Ростове-на-Дону... Мы бы хотели, чтобы наши экспонаты увидели не только в других крупных ре­гио­наль­ных столицах, но они были доступны и людям в глубинке, их принимали муниципальные музеи Тульской области. А для этого нужно создавать условия безопасности.
Актуальности теме добавили и кража полотна Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи, и пожар в Нотр-Дам де Пари. Потому добрую половину общения посвятили всестороннему обсуждению безопасности. Все, что касается современных систем, – тут глава региона готов полностью взять разрешение проблем на себя. Бегло осмотрев овальный зал дворца, где проходила встреча, Дюмин быстро вынес свой вердикт:
– Датчики дыма с проводами и дырками в стенах – прошлый век. Образно выражаясь, дедушка с дробовиком сегодня не может восприниматься всерьез как охранник! – заметил глава региона и вспомнил, как после ремонта приехал в художественный музей. – Да я не на картины смотрел! Я в ужасе тогда был от уровня безопасности, от того, что полотна, представляющие колоссальную и художественную, и материальную ценность, отнюдь не защищены.
– Так и было, – подхватила Марина Кузина. – 7,5 миллиона Алексей Геннадьевич выделил, чтобы обеспечить защиту нашей уникальной коллекции. И буквально за пару недель ситуация в музее кардинально изменилась.
Однако одним визуальным осмотром полноценную безопасность музеям не обеспечить, а потому губернатору нужна и, что называется, инсайдерская информация. «Командовать парадом» поручено Наталии Грамолиной.
– Наталия Николаевна, всем «фронтам» и «соединениям» от культуры Тульской области поставьте задачу: собрать перечень предложений с обобщением и европейского опыта, и отечественного по вопросам безопасности музеев. И давайте все вместе помнить, что с одной стороны, наша задача – быть максимально востребованными у людей, но и с другой – нельзя забывать, что массовость и доступность чреваты проблемами сохранности экспонатов, – заключил губернатор.
За два с лишним часа, что продолжалась встреча, кажется, обсудили, без обиняков и по гамбургскому счету, все самые важные темы. И по «серьгам» досталось всем «сестрам»: кто о чем просил – машины для перевозки декораций и экспонатов – получат театры и музеи…
– Свои обещания я выполняю, и вниманием никто из вас не будет обойден! – под занавес мероприятия заметил Алексей Дюмин.
И если еще в самом начале беседы губернатор сделал ремарку, что, мол, ему, человеку военному, не так-то просто общаться со служителями муз, то в финале Алексей Геннадьевич охотно признал, что как театр начинается с вешалки, так и Тульская область начинается, «конечно же, не с оружия, а с достопримечательностей».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий