Культура

15:19, 31 мая 2024

Игорь Лукопров: Человек должен служить прежде всего своему Отечеству

Игорь Лукопров: Человек должен служить прежде всего своему Отечеству

Наталья ПАНЧЕНКО
Фото: архив Игоря ЛУКОПРОВА

15 июня в посёлке Арсеньево состоится «ДаргоФест», посвящённый жизни и творчеству Александра Даргомыжского. Это одно из нескольких мероприятий, которые пройдут в рамках проекта «Музейное лето в Туле». Сегодня у нас в гостях директор Тульского колледжа искусств имени А. С. Даргомыжского Игорь Лукопров. Наш разговор был не только о предстоящем фестивале, но и о воспитании молодого поколения, в том числе музыкальном, об отношении к музыке и к происходящему в стране, о значении слова «Родина».

— Игорь Владимирович, колледж, которым вы руководите, с 1958 года носит имя Александра Сергеевича Даргомыжского, нашего земляка…

— Появилось наше учебное заведение в 1908 году, и называлось оно Тульское музыкальное училище. «Колледж» — это то, что привнесли в нашу жизнь лихие 90-е. Колледж и училище — разные вещи. И лично я ничего зазорного не вижу в том, чтобы называть такие учреждения, как наше, по-прежнему — ремесленное училище. Зародившись в царской России, пышным цветом музыкальное образование расцвело в советские годы, когда сохранялась и укреплялась его преемственность: школа — училище — вуз. Именно она и принесла потом славу советскому музыкальному образованию. Ведь неспроста Европа старалась перенять у нас опыт в этой сфере. Правда, как ни старалась, ничего у неё не получилось. Сложно сказать, в силу каких причин, но не получилось.

— Вы говорите: Европа пыталась перенять…

— Да, ещё в 90-х годах наши так называемые партнёры всё у нас «сфотографировали». Да мы и сами, я имею в виду наших больших исполнителей, имели педагогическую практику на Западе: вели занятия с тамошними музыкантами. И не только там. Нашим искусством всегда интересовался Китай. Последний конкурс имени Петра Ильича Чайковского, который проходил в Москве в 2023 году, а это всеми признанный международный конкурс, показал, какого хорошего, очень достойного уровня достигли китайские исполнители. Но это получилось у них благодаря российским педагогам, которые обучали их по своей системе. Европа конкурс 2023 года из-за специальной военной операции на Украине бойкотировала. Потому что мы до сих пор — впереди. Обратите внимание: почти в каждом, даже мало-мальски значащем, симфоническом оркестре мира есть российские музыканты. Уже не говорю о вокалистах: мировая сцена нуждалась в них всегда. Вспомним Дмитрия Хворостовского. Он настолько был востребован западными театрами, что для него концерты в России были каким-то глотком свободы. Хворостовский — это исполнительский уровень, к которому надо стремиться всем вокалистам. А Хибла Герзмава сегодня? Наша школа подготовки исполнителей такого уровня, причём не только вокальных, — лучшая в мире.

— Ваш колледж, конечно, следует традициям российского, а затем советского музыкального воспитания.

— Именно. В 90-е годы, давайте вспомним, у нас появились всевозможные шоу — «фабрики», где людей «с улицы» учили исполнять эстрадные песни. Участников шоу обучали, чтобы они через месяц, условно, запели и их не стыдно было показать по телевизору. А результат? У целого поколения сложилось мнение, что петь — просто. Но это не так. Это как минимум 8-9 лет обучения в музыкальной школе, 4 года в училище и 5 лет — в вузе, в консерватории. А помните, ещё было время, когда наши творческие ссузы и вузы зачисляли первокурсников не на основании успешно пройденных творческих испытаний, а по баллам, набранным на ОГЭ или ЕГЭ. Это было, конечно, безумием с нашей стороны. Хорошо, почти сразу спохватились — вернулись к прежним правилам приёма. Скажу более того. Лет десять назад, я тогда работал директором Тульской областной детской музыкальной школы, прочитал в Интернете объявление такого плана: в Туле появилась частная музыкальная школа, которая предлагала быстрое научение в музыке всему и вся. Читаю один родительский отзыв: «Как же нам повезло, что мы пришли в эту частную музыкальную школу. Здесь просто прекрасно: здесь нет этих назойливых сольфеджио, этих назойливых гамм. Мы проучились два месяца и уже даём сольные концерты». Уважаемые родители, конечно, ваш ребёнок лучший. Каким он ещё может быть, если он ваш? Но — не тешьте себя этим. Без обучения, без кропотливого труда ничего не получится. Чему можно научиться за два месяца? Что можно сыграть после двух месяцев обучения игре на инструменте, на любом? Уверяю вас — ничего. А посмотрите, что играют дети, окончившие 7-й класс музыкальной школы или 3-й курс колледжа. Это же произведения, которые раньше исполняли на выпускных экзаменах в консерватории.

— Да, детско-юношеское исполнительское искусство развивается у нас стремительно. Благодаря чему в основном это происходит?

— Благодаря хорошим педагогическим кадрам. И в целом по стране, и в Тульской области в частности. Областные кадры были сформированы, «накованы» в основном музыкальным училищем имени А. С. Даргомыжского. Наши выпускники работают в музыкальных школах, детских школах искусств на всей территории Тульской области.

— Вы и сами в 1986 году окончили музыкальное училище имени А. С. Даргомыжского.

— Да. В советское время преподаватели музыкальных школ приходили в общеобразовательные школы и приглашали детей учиться музыке. И вот где-то в 1976 году из Новотульской музыкальной школы, так её тогда называли, в мой класс зашёл педагог и спросил, кто хочет заниматься музыкой. А мне отец всегда говорил: надо бы тебе на баяне выучиться играть. Сам он играл на гармошке. Мой отец из Белоруссии, но вся его родня после войны выехала из родного места: это были голодные годы… Так вот — пошёл я поступать. Как все, прошёл конкурс, и, знаете, меня приняли. Я стал заниматься баяном. И, похвастаюсь немножко, очень успешно. Учился у замечательного преподавателя — бывшего фронтовика Анатолия Сергеевича Швыряева. Тогда ведь много бывших фронтовиков в школах работало, в том числе в музыкальных. В 1982 году поступил на первый курс Тульского музыкального училища имени А. С. Даргомыжского, в класс преподавателя Юрия Яковлевича Герасимова. Он привил мне большую любовь к нашему народному инструменту — баяну. Я с баяном-то не то что не могу расстаться — я с ним, что называется, иду по жизни. В 1986 году окончил училище и ушёл служить в армию. Я ведь играю не только на баяне — на аккордеоне, фортепиано. Фортепиано — обязательный для нас инструмент. Без умения играть на нём как-то нельзя чувствовать себя музыкантом. Вы знаете, как всё это помогло мне, когда я служил в армии, а служил я на Урале, под Нижним Тагилом. Спросили меня там: «В трубу можешь дуть медную?» Говорю: поучимся — сделаем. Освоил баритон. С успехом выступал в армейском оркестре. Навыки такие всегда нужны. Потом была учёба в консерватории. А работать я начал в детской музыкальной школе на улице Первомайской, теперь это детская школа искусств № 2. В 1996 году стал там директором. Параллельно работал в Тульской областной филармонии. У нас был замечательный коллектив — ансамбль русских народных инструментов «Тульский сувенир». Время идёт — сейчас этого коллектива нет. В 2008 году меня назначили директором Тульской областной музыкальной школы имени Григория Захаровича Райхеля…

IMG_4089 (1).JPGИгорь Лукопров в ТОДМШ им. Г. З. Райхеля выступает на концерте

— В 2013 году указом Президента России вам было присвоено звание «Заслуженный работник культуры», а с сентября 2021 года вы работаете директором Тульского колледжа искусств имени А. С. Даргомыжского. Что-то изменилось в вашем колледже в преподавании?

— Знаете, я сторонник консерватизма в этом вопросе. За консерватизм в преподавании музыки выступают и очень многие наши большие музыканты. Денис Мацуев, например, говорит так: можно, конечно, научиться хорошо играть джаз, но — когда переиграешь всего Баха. Понимаете, основы музыкального образования, основы исполнительского искусства — в умении исполнять классические произведения, в понимании их формы. Нельзя родиться и сразу начать играть джаз: разрозненные мотивчики — это и есть разрозненные мотивчики. Поэтому, по большому счёту, в нашем музыкальном образовании по сравнению с тем, которое мы сами получали в советское время, ничего не изменилось. Ещё живы кадры, которые родились, учились и преподавали во времена Советского Союза. Благодаря их заслугам отечественное музыкальное образование не только существует — оно находится на очень большой высоте. И в 90-е годы, между прочим, тоже не все музыканты за границу убежали. Многие остались, имеют хорошие педагогические наработки, учеников, последователей. Обратите внимание: все большие музыканты занимаются педагогической практикой. Правда, Святослав Рихтер учеников не имел. Но это — единицы.

image (1).png
Игорь Лукопров в ТОДМШ им. Г. З. Райхеля с российской пианисткой, педагогом, солисткой Московской государственной филармонии, заслуженной артисткой РФ Екатериной Мечетиной

— Наверное, надо учить не только исполнять музыку, надо учить её понимать — воспитывать слушателя.

— Конечно. Любая филармония, любой творческий коллектив, от классического до народного, ждут на свои концерты не просто любителя — они ждут слушателя подготовленного. Слушателя, которому можно сыграть сложную форму — симфонию, например. Музыкальная школа как раз и даёт возможность познакомиться с прекрасным и сложным миром музыки, учит сопереживать. Как не сопереживать, слушая, например, 7-ю, «Ленинградскую», симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича? Посмотрите, как «прописана» в ней катастрофа начала Великой Отечественной войны. Впервые произведение было исполнено в марте 1942 года. Это время самых страшных боёв, время блокады Ленинграда… А финал этой симфонии? Он же победный! Как Шостакович смог его «подсмотреть»?!. К сожалению, не всё горе тогда закончилось. Начало специальной военной операции показало, что не каждый человек может адекватно оценивать происходящее, не все понимают, в каком мире они живут. Наши, так сказать, партнёры стали отменять русскую культуру. Они забыли, что нельзя отменить созданное на века. А что делаем в это время мы? Мы продолжаем играть мазурки и этюды Фредерика Шопена. Несмотря на агрессивную позицию Польши по отношению к России. Мы уважаем музыку Рихарда Вагнера. А чей он был любимый композитор? Главаря нацистской Германии — Гитлера. В чём вина Вагнера, что его произведения были любимы главным военным палачом? Мы и учим своих студентов уважать настоящую музыку, независимо от «страны происхождения», учим понимать её и исполнять.

— К перебежчикам «от искусства» относитесь однозначно негативно?

— Да. С началом специальной военной операции некоторые музыканты побежали на Запад. В 90-х и многие последующие годы их «учили», что для них весь мир открыт. И что? В надежде, что будут там востребованы, они сбежали за границу, а оказались никому не нужны. И вот прошло два года. Что мы видим? Согласно официальным данным, более 60% сбежавших уже вернулись. Я считаю, что музыкант, как и человек любой профессии, должен служить прежде всего своему Отечеству.

— Как вы относитесь к их возвращению?

— Мы склонны к прощению. Испугался человек, струсил — убежал. Но если он не охаивал там свою страну, примем его. А вот если, уехав, поливал взрастившую его Родину грязью, простить, на мой взгляд, — нельзя. Но я в таких вопросах всё-таки не советчик. Взамен предлагаю обратить свой взор на тех, кто остался, кем можно гордиться. Денис Мацуев — не уехал. Борис Березовский — не уехал. Валерий Гергиев — музыкант, имевший многомиллионные контракты по всему миру, — тоже дома. Почему? Потому что сейчас им там нечего делать, потому что трудные минуты жизни своей страны они переживают вместе со страной.

— В чём причина, на ваш взгляд, побега «испугавшихся»? В страхе потерять контракты, заработки, недвижимость, приобретённую в Европе, получить запрет на въезд в Европу? Или такое поведение, и не только музыкантов, — издержки воспитания, того самого, которое началось в 90-е годы?

— Думаю, первоисточник такого поведения — наследие воспитания в 90-х. Мы ещё долго будем его преодолевать. Но, на мой взгляд, тут есть ещё один серьёзный фактор. В связи с цифровизацией всё в нашей жизни резко ускорилось. Телефоны, компьютеры… И новости читаем одной строкой, и видео смотрим первые пять секунд. Все куда-то торопятся. Я отношусь к этому резко отрицательно. Но почему так происходит? У меня ответ один — спешим потреблять: надо больше заработать, чтобы больше купить. С таким подходом сейчас сложно спорить: он столько соблазнов сулит, особенно детям…

— Наследие 90-х и «издержки цифровизации», вы говорите, будем преодолевать. Как?

— В данном случае, считаю, многое зависит от родителей. Чтобы ребёнок не «мешал», ему вручают телефон — копайся, компьютер — играй. Мы сами даём детям стимул к такой жизни. Нам не до них. Но есть родители, думающие о настоящем образовании для своих детей, — они ведут их в кружки, секции, музыкальные и художественные школы. И это для всех выигрышно. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский говорил, что детям надо петь. Он считал пение необходимым занятием ещё и в лечебных целях: пение развивает органы дыхания, в первую очередь лёгкие. Совместное музицирование позволяет ещё и налаживать контакт. Раньше в школах пели все дети. А уж на уроках пения — обязательно. Сейчас много детей на таких уроках поёт? Впрочем, сегодня, оказывается, и, чтобы заниматься физкультурой, совсем не обязательно быть в спортивном зале: можно просто где-то писать какие-то конспекты…

— Вы сами поёте?

— Бывает. Любимая моя песня — «Уральская рябинушка»: «Вечер тихой песнею над рекой плывёт…» Музыка Евгения Родыгина, слова Михаила Пилипенко.

— А любимый композитор?

— Сергей Прокофьев. В 2015 году мы с детским хором исполняли его кантату «Славься, наш могучий край!», написанную в 1947 году. В конце учебного года мы спросили ребят, какое из исполненных ими произведений им больше всего понравилось. Оказалось — «Славься, наш могучий край!». Из классиков мне ещё очень дороги Пётр Ильич Чайковский и Александр Сергеевич Даргомыжский.

IMG_5780 (1).JPG
Игорь Лукопров и Дмитрий Маликов

— В июне в посёлке Арсеньево состоится «ДаргоФест», посвящённый Александру Даргомыжскому. Ваш колледж будет принимать участие в этом фестивале?

— Да. Тульская область — родина композитора, и нам, безусловно, надо чтить его память. Александр Сергеевич — автор очень многих романсов, а его оперы «Русалка», «Каменный гость» по одноимённым произведениям Александра Сергеевича Пушкина написаны в совершенно новом для того времени стиле: они построены на речитативах. Этот приём позднее будут использовать в своих произведениях другие известные русские композиторы. Я считаю, мы должны популяризировать творчество нашего земляка. «Даргофест» — как раз одно из таких мероприятий. На центральной площади посёлка Арсеньево будет установлена сцена. Артисты московских театров исполнят лучшие романсы композитора. Будет показана концертная версия оперы «Русалка». Её постановкой занимается выпускник нашего колледжа, солист московского театра «Новая опера» Анджей Белецкий.

— Проведение «ДаргоФеста» — ваша инициатива?

— Нет, это инициатива министерства культуры Тульской области, точнее — министра культуры Татьяны Вячеславовны Рыбкиной. Кстати, она тоже окончила наше училище и долгое время в нём преподавала.

— Это первый фестиваль, посвящённый Даргомыжскому?

— Нет, праздники, посвящённые Александру Сергеевичу, в формате массовых гуляний проходили ещё в 90-х годах.

— Что ваши ребята и преподаватели представят на фестивале?

— Студенты художественного отделения колледжа разрабатывают, даже объявили всероссийский конкурс, проект дома, в котором родился Даргомыжский. Этот дом, к сожалению, не сохранился. Студенты-вокалисты исполнят романсы композитора. Даже певцы-эстрадники, у нас есть знаменитейший эстрадный хор — называется он «Дар Хор» — выступят с переложениями произведений Даргомыжского на современный лад. Ребята-теоретики участвуют в разработке сценария фестиваля, буклетов. В общем, все при деле. Не могу не сказать, пользуясь случаем: на «ДаргоФест» планируется организованный заезд гостей. Так что, если ваши читатели захотят побывать на фестивале, пусть свяжутся с нами, мы внесём их в список — отвезём из Тулы в Арсеньево и привезём обратно. Нам как потомкам надо чтить память великих людей своей земли. И чтобы следующие поколения чтили эту память так же, как мы.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий