Культура

10:00, 07 апреля 2022

Искусство через призму безумия: выставка работ Сальвадора Дали

Искусство через призму безумия: выставка работ Сальвадора Дали
Странный мальчик, который боялся кузнечиков, унижал учителей и дружил с костылем. Кто бы знал, что через время именно он спасет искусство от пустоты.
В Выставочном зале на Красноармейском открылась экспозиция «оживших снов» Сальвадора Дали «Сюрреализм — это я».
Сам творец однажды говорил:
— Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью… Я не сюрреалист, я — сюрреализм, — с таким слоганом в 1936 году он продолжил свой творческий путь вопреки разрыву со всеми художниками-соратниками. Дали смогли отлучить от группы, но не от зрителя.
Экспозиция в Туле — совместный труд музейного объединения с Санкт-Петербургской галереей современного искусства PSGallery. В качестве экскурсовода на открытии выступал коллекционер Павел Башмаков:
— Зритель увидит 101 литографический объект, 6 произведений из стекла и бронзы и оригинальные прижизненные фотографии, которые делал биограф Дали Робер Дешан. Представлены графические серии «Библия», «Двенадцать колен Израилевых», «Озорные сны Пантагрюэля», «Воспоминания Казановы», «Фауст», «Капричос Гойи», «Божественная комедия» и «Бестиарий Лафонтена». Мифы о том, что сюжеты многих картин Дали черпал из снов, отнюдь не выдумки. Вообще сюрреализм подразумевает под собой высвобождение своего подсознательного, создание работ не умом. И, конечно, сны — это проявление неосязаемого, Дали черпал энергию и какие-то образы оттуда. Вообще он был очень интересным человеком. Напутствуя людей, приходящих на его выставку, я всегда говорю одну фразу. Ею художник однажды ответил студентам на вопрос: «Как вообще понять ваше творчество?». А фраза такова: «Не нужно понимать Сальвадора Дали. Сальвадор Дали сам не понимает Сальвадора Дали». Этой шуткой он хотел сказать, что на выставку нужно приходить с открытыми глазами, распахнутым сердцем и прежде всего просто наслаждаться.

Я меняюсь, как ночи сменяют ночи
Экспозиция уникальна, так как помимо оригинальных работ зритель может окунуться в те сновидения, которые побуждали мастера творить.
Во второй половине зала не горел свет, а на полу лежали пуфики. Когда заинтересованная толпа разместилась в темном коридоре, все его стены стали экранами. Динамичные мультфильмы сменяли друг друга вместе с музыкой. Одна за другой оживали картины, которые все видели буквально пару минут назад на стенах музея. Дьявол уже не безмолвно застыл в воздухе, а рывками вылетал из-за гор, демонстрируя свою власть. Загадочные звери играли в догонялки, а наряды обитателей рая бесконечно переливались всеми возможными цветами.
Гул посетителей затих с первыми нотами. Завороженные, они любовались все новыми представлениями сошедших с картин. Некоторым зрителям не хватило одного просмотра, и они еще долго оставались по ту сторону стенда, прикрывавшего анимационное шоу.

Заказ для папы римского
— «Библия». Заказ сделал сам Ватикан. Лично папа римский подписал бумаги о том, что он поручает Сальвадору Дали создать эту серию, и он обещал, что никакой цензуры не будет. Это было неслыханно, многие католики роптали: «Как так?!». Дали уже имел своеобразную ауру и своеобразную историю. Боялись люди, что что-то может пойти не так. Но опасающиеся не знали, что Дали всю жизнь был очень набожным человеком и не мог сделать плохо. Это художник доказал. При торжественном приеме он листы вручил папе римскому. Сейчас в Ватикане есть отдельная комната, где хранятся 105 работ.
Дали во всем был новатором, он не мог сделать что-то просто так. Во всем надо было добиться совершенства. Когда Сальвадор работал над листами, посвященными уже Новому Завету, истории Иисуса Христа, он для себя поставил задачу найти ту краску, которая бы полностью была подобием крови. Видите цвет на «Бичевании Иисуса Христа»? Краска прямо горит, как пламя. Ни одна из перепробованных его не удовлетворяла. И тогда он вспомнил старое предание о том, что плащи императоров в Риме окрашивали с помощью секрета маленьких моллюсков. Живут они в прибрежных водах Италии. А плащи стоили дороже золота, ведь секрет добывать очень трудно. Но по просьбе Дали моллюсков нашли, размножили. То, что на картине, — не краска.

Твоя картина «Да» отныне «Нет»
Во время лекции зрителей ждали открытия не только в области живописи и биографии мастера. Гости узнали новое слово — «далинизировать», то есть пропустить через сознание Дали.
— Перед вами далинизированный Гойя, то есть его картины в понимании Сальвадора. В 1799 году Гойя создает и публикует свою работу из 80 листов. Это была первая его графика. Все их инквизиция изымает и уничтожает. На них пороки тогдашней Испании, там и король, и инфанта, и полиция с мещанами. Гойю бросают в тюрьму, но король его спасает. «Я не хотел никого обидеть. Я хотел, чтобы Испания изменилась», — ответил правителю живописец. По приказанию короля у каждого листа от Гойи появляется название и пояснение. Спустя почти два века Сальвадор Дали берет эти 80 листов и далинизирует: раскрашивает, дополняет своими образами и еще на 79 листах из 80 меняет название.
Так наименования меняются кардинально, вплоть до противоположных. «Нет» превращается в «Да», и наоборот. Только лишь на одном листе Дали сохранил название. Эту фразу многие однажды слышали: «Сон разума рождает чудовищ».

Дева на роге слона - зачем?
Последняя экскурсионная комната. Она объясняет возрастное ограничение экспозиции 16+. Стены украшают нагие женщины, но украшают скорее в переносном смысле. Почти каждой девушке Сальвадор Дали придал нечто противное: сопливую свинью, муравьев, головастиков и прочее. Серия «Воспоминания Казановы» лишается задора, когда мы узнаем, что художник до истерики боялся женских тел, насекомых и почти всего, что изобразил на листах.
— Интересен на картинах еще такой объект, как костыль. Дело в том, что в детстве он был его лучшим другом. Дали постоянно с ним гулял и как-то раз набрел с этим костылем на ежика. Ежик лежал и не двигался, показался мальчику вполне живым. Но когда Дали костылем его подвинул, из ежа брызнули москиты, еж был мертвый. Мальчик бросил костыль и убежал, а потом не смог его найти. С тех пор палка — потерянный друг, а муравей — символ смерти. Есть здесь на картинах и образ носорога, для Дали его рог — абсолютная чистота. Так что девушка, сидящая на нем, — невинна, совершенна.

! «Сюрреализм — это я» 
Сальвадор Дали (16+)

 Выставочный зал 
 (Красноармейский, 16)
До 19 июня    
Пт, сб — 10:00—20:00,   
вс, вт, ср, чт — 10:00—18:00

Екатерина БАКШАЕВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий