Культура

10:05, 30 мая 2014

Как создать культурный город

Как создать  культурный город
 Юлия АЛЕКСАНДРОВА

Только ли условия городской среды создают почву для развития искусства или же творческие люди способны взять рычаг управления культурным процессом в свои руки? Что такое современное искусство и какой отпечаток оно налагает на город и самих жителей?
Найти ответы на эти вопросы пытались участники прошедшего в Туле семинара «Искусство возможного», проведенного в рамках реализации аналогичного федерального проекта.
– Проблема упирается в ожидание финансирования из бюджета, – отметил в начале беседы координатор региональной программы Алексей Глазунов. – Нужно понимать, что отсутствие денег из казны не является преградой для воплощения идей в жизнь.
Подобное утверждение вызвало бурю негодования среди отдельных участников семинара. Поспорить и с той, и с другой точкой зрения сложно – с одной стороны, цены на профессиональные материалы и оборудование, чем бы человек ни занимался, порой неприлично высоки. Но подобная проблема назрела не только что, и ответная реакция со стороны мировой творческой интеллигенции уже последовала. Дорого – не значит качественно, важно другое: чтобы зритель остановился и задумался над тем, что увидел. Современные тенденции – простота и минимализм.
– Могу признаться, что я часто не понимаю современную культуру. Ее элементы по отдельности – это абсолютно бесполезные вещи. Их в музей потом не выставишь, они не представляют никакой исторической ценности, – добавляет Глазунов. – Сейчас все зачастую определяет эффект неожиданности и правильно выбранное место для расположения арт-объекта. Будь то картонный пингвин с табличкой или же еще что-то, если эти вещи заставляют человека остановиться на несколько секунд и приглядеться – значит, автор вышел за рамки привычного, сознание зрителя дало крен – эффект достигнут.
В качестве примера – стрит-арт. Один из ярких его приверженцев – питерский дизайнер Аgon_noga, который нашел для себя простой способ сказать жителям своего города то, о чем он думает: на обычном листе метр на метр он тушью пишет различные жизненные утверждения и клеит их на различные поверхности. Такой нехитрый способ самовыражения оказался весьма популярным и быстро нашел одобрение в соцсетях.
Однако далеко не всегда вопрос развития культурной среды зависит только от самих авторов. Без поддержки со стороны чиновников в более масштабных вопросах порой просто не обойтись. Наглядный пример – набережная в парке имени Горького в Москве, где в летнее время разворачиваются нешуточные баталии между поклонниками уличных танцев. Там установлены комбики (аппараты для усиления звука), куда любой прохожий может присоединить плеер и танцевать на свежем воздухе под свою любимую музыку. Другой не менее продуктивный симбиоз власти и искусства можно найти в Пензе и Петрозаводске, где с каждым годом растет количество самых разных скульптур по всему городу, а в итоге скульпторы имеют достаточно площадок для самовыражения, а муниципалитет – массу достопримечательностей и приток туристов.
– То, что нас окружает на улице, в квартире, в окне, формирует наше мышление. И в этом плане ответственность лежит на художниках, дизайнерах и архитекторах. Путь Тулы зависит только от нее самой, в первую очередь от жителей, – отметил футуролог Артем Желтков. Он уверен: чтобы донести свое творчество до общественности, не надо ждать человека, который придет и организует всех «страждущих», надо действовать самому. Кстати, помочь в этом вопросе вызвался директор музея современного искусства «Дом Крафта» Александр Аладин. Он предложил молодым художникам и всем тем, кому нужны помещения для проведения творческих вечеров или выставок, обращаться к нему за помощью.
По окончании дискуссии участники семинара в рамках игры «Микроскоп» высказали свои предложения по изменению тульской городской среды. Все их замечания будут обобщены  в «дорожную карту» развития дальнейшего культурного сегмента областного центра. Организаторы отмечают, что в рамках федерального проекта «Искусство возможного» состоявшийся семинар – стартовая точка для дальнейшей работы, которая направлена на вовлечение большего числа жителей города и области в культурную жизнь – составляющую городской среды.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий