Культура

10:05, 30 мая 2014

Как создать культурный город

 Юлия АЛЕКСАНДРОВА

Только ли условия городской среды создают почву для развития искусства или же творческие люди способны взять рычаг управления культурным процессом в свои руки? Что такое современное искусство и какой отпечаток оно налагает на город и самих жителей?
Найти ответы на эти вопросы пытались участники прошедшего в Туле семинара «Искусство возможного», проведенного в рамках реализации аналогичного федерального проекта.
– Проблема упирается в ожидание финансирования из бюджета, – отметил в начале беседы координатор региональной программы Алексей Глазунов. – Нужно понимать, что отсутствие денег из казны не является преградой для воплощения идей в жизнь.
Подобное утверждение вызвало бурю негодования среди отдельных участников семинара. Поспорить и с той, и с другой точкой зрения сложно – с одной стороны, цены на профессиональные материалы и оборудование, чем бы человек ни занимался, порой неприлично высоки. Но подобная проблема назрела не только что, и ответная реакция со стороны мировой творческой интеллигенции уже последовала. Дорого – не значит качественно, важно другое: чтобы зритель остановился и задумался над тем, что увидел. Современные тенденции – простота и минимализм.
– Могу признаться, что я часто не понимаю современную культуру. Ее элементы по отдельности – это абсолютно бесполезные вещи. Их в музей потом не выставишь, они не представляют никакой исторической ценности, – добавляет Глазунов. – Сейчас все зачастую определяет эффект неожиданности и правильно выбранное место для расположения арт-объекта. Будь то картонный пингвин с табличкой или же еще что-то, если эти вещи заставляют человека остановиться на несколько секунд и приглядеться – значит, автор вышел за рамки привычного, сознание зрителя дало крен – эффект достигнут.
В качестве примера – стрит-арт. Один из ярких его приверженцев – питерский дизайнер Аgon_noga, который нашел для себя простой способ сказать жителям своего города то, о чем он думает: на обычном листе метр на метр он тушью пишет различные жизненные утверждения и клеит их на различные поверхности. Такой нехитрый способ самовыражения оказался весьма популярным и быстро нашел одобрение в соцсетях.
Однако далеко не всегда вопрос развития культурной среды зависит только от самих авторов. Без поддержки со стороны чиновников в более масштабных вопросах порой просто не обойтись. Наглядный пример – набережная в парке имени Горького в Москве, где в летнее время разворачиваются нешуточные баталии между поклонниками уличных танцев. Там установлены комбики (аппараты для усиления звука), куда любой прохожий может присоединить плеер и танцевать на свежем воздухе под свою любимую музыку. Другой не менее продуктивный симбиоз власти и искусства можно найти в Пензе и Петрозаводске, где с каждым годом растет количество самых разных скульптур по всему городу, а в итоге скульпторы имеют достаточно площадок для самовыражения, а муниципалитет – массу достопримечательностей и приток туристов.
– То, что нас окружает на улице, в квартире, в окне, формирует наше мышление. И в этом плане ответственность лежит на художниках, дизайнерах и архитекторах. Путь Тулы зависит только от нее самой, в первую очередь от жителей, – отметил футуролог Артем Желтков. Он уверен: чтобы донести свое творчество до общественности, не надо ждать человека, который придет и организует всех «страждущих», надо действовать самому. Кстати, помочь в этом вопросе вызвался директор музея современного искусства «Дом Крафта» Александр Аладин. Он предложил молодым художникам и всем тем, кому нужны помещения для проведения творческих вечеров или выставок, обращаться к нему за помощью.
По окончании дискуссии участники семинара в рамках игры «Микроскоп» высказали свои предложения по изменению тульской городской среды. Все их замечания будут обобщены  в «дорожную карту» развития дальнейшего культурного сегмента областного центра. Организаторы отмечают, что в рамках федерального проекта «Искусство возможного» состоявшийся семинар – стартовая точка для дальнейшей работы, которая направлена на вовлечение большего числа жителей города и области в культурную жизнь – составляющую городской среды.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий