Культура

10:28, 24 августа 2018

Каноны вне времени

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

В Тульском академическом театре драмы постановщик из Санкт-Петербурга Геннадий Тростянецкий репетирует спектакль «Грех» по повести Льва Толстого «Дьявол».
Тростянецкий – режиссер, педагог, лауреат Государственной премии, ученик Георгия Товстоногова. После окончания ЛГИТМиКа ставил спектакли в Питере, Москве, Риге, Омске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Орле, других городах. Сейчас ведет курс режиссеров драматического театра в РГИСИ.
«Дьявол» – предпоследняя повесть Льва Толстого. Автор фактически описывает переживания своей молодости, но прошлое в искусстве существует иначе, чем другие явления человеческого сознания. Человеческая боль, ошибки, достижения как бы бессмертны, если они сохраняются в строках рукописи.
Вот о чем во время репетиций говорит с актерами Тульского драмтеатра Тростянецкий: такие понятия, как зло, преступление – переступание через себя, через нравственные каноны, – вневременны, а значит – всегда современны. Главное – чтобы эта мысль была органично переплетена с действием спектакля, а не навязывалась зрителю.
Как отмечают участники будущего спектакля «Грех», репетиции Геннадия Тростянецкого – это мастер-классы высокого уровня, о таких может только мечтать любой артист. А главное слово, которым характеризовали актеры ТАТД репетиционный процесс, – «интересно».
– Я играю две небольшие роли, – рассказал актер Виктор Ананьин. – Вначале – ректора университета, это эпизодический персонаж без всяких указаний на черты характера, но с легкой долей юмора, что просматривается. А потом – немецкого инженера на заводе: надо успеть быстро переодеться, «переклеиться»… Но главное: процесс работы – захватывает! Уже то, как режиссер стал знакомиться с труппой – мы показывали импровизированные сценки на тему «Дьявола», было своеобразным педагогическим приемом – для лучшего понимания материала. Актер всегда отреагирует или, как сейчас говорят, поведется на творчество – это главная приманка. А сейчас у нас даже те, кто не занят в репетициях, порой приходят посмотреть на коллег – на то, как идет творческий процесс…
Декорации уже почти готовы и размещены на сцене, многие персонажи – в костюмах. За кулисами звучит фортепиано – Инна Медведева, исполняющая роль Лизы Аннинской, по заданию режиссера разучивает часть «Крейцеровой сонаты».
– Я пока лишь в поиске «отправных точек» характера героини, – рассказала она. – Это очень непростая личность, натура сложная, жертвенная и с определенными комплексами – давно ничего подобного не доводилось играть. Пластику роли помогает создавать балетмейстер Валерий Сухов – Лиза живет в каком-то выдуманном мире: то ли парит, то ли порхает, не касаясь земли…
Вокальные партии с участниками «Греха» репетирует артистка Тульской областной филармонии Любовь Труфанова.
Главного героя в разных составах сыграют Дмитрий Чепушканов и Сергей Сергеев, а Ольга Баурина – Степаниду, «дьявола в юбке», женщину, о которой главный герой говорит: «Я думал, что я ее взял, а она взяла меня, взяла и не пустила…»
Заслуженный артист России Валерий Жуков также получил эпизодическую роль – отца Степаниды.
– Конкретной привязки к тому, что мы – крестьяне земли Тульской – здесь нет, – отметил он. – Хотя считается, что опыт главного героя – это еще и сложный, горький, извилистый путь к крестьянству самого писателя… Если же говорить о нашей работе, то хочу отметить: за творческую жизнь мне пришлось встречаться с небольшим числом хороших режиссеров, и Тростянецкий – на ступень выше их всех. Геннадий Рафаилович скрупулезно подходит к каждой роли, мизансцене, движению, совместно со всеми, кто занят в работе, продумывается и обсуждается каждый момент. Ведь в спектакле не бывает мелочей: одно вытекает из другого, как цепочка вяжется, и все «звенья» должны быть прочными…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему