Культура

Карты в истории и история в картах

«Советская масть». Так называется выставка игральных карт из коллекции Артема Зенова, открывшаяся в Кимовском историко-краеведческом музее им. В.А. Юдина. Здесь представлены колоды или репринты колод, выпущенных на Ленинградском комбинате цветной печати.

А ведь действительно, задумается читатель, что же это за завод такой интересный был, где рождались дамы, короли и прочие «жители» колоды?

СПРАВКА

Это предприятие являлось основным производителем карт в СССР и вело свою «родословную» от карточной фабрики при Александровской мануфактуре Воспитательного дома. Комбинатом оно стало именоваться в 1967-м. А до 1917 года это была Императорская карточная фабрика, после революции – 2-я художественная типография, затем 3-я фабрика офсетной печати Управления полиграфической промышленности Ленсовнархоза. Потом – период «смены вывесок», реорганизация. В 2000-е предприятие признано банкротом и ликвидировано.

1bSD8EmU9BY.jpg

Говорят, со времен царя Михаила Федоровича игра в карты у нас жестоко каралась. А вот Петр I картежников уже не гонял. Основными поставщиками колод на отечественный рынок стали так называемые откупные мануфактуры, печатавшие карты по заграничным образцам. Собственные шаблоны были созданы у нас только в ХIХ веке. По словам музейщиков, в период революции 1917 года и Гражданской войны самым распространенным вариантом карт на территории страны оставались атласные карты, разработанные академиком живописи, автором батальных и исторических полотен Адольфом Шарлеманем и принятые к производству в 1860-е. А когда советская экономика начала подниматься, власти озаботились производством высококачественных карт – причем в первую очередь, для экспорта за валюту! А что же печатали для хождения в Советском Союзе? С этим, оказывается, связана курьезная история.

– В 1929 году предприняли попутку создать собственно советские – прежде всего, по тематике – карты. Была выпущена колода «Народности СССР», – рассказывает экскурсовод Наталья Кипарина, – и практически сразу же ее изъяли из продажи после разгромного фельетона Ильи Ильфа «Обновленные валеты». Единственный экземпляр этих карт хранится в Петергофе.

Отрывок из фельетона И. Ильфа

Карты сами по себе вещь довольно гнусная, но карты с пришитыми к ним «культурными заданиями» совершенно невыносимы. Но госкартмонополия решила работать «в плане культурного похода». И вместо королей с дворницкими бородами, вместо надменных дам и валетов с блудливыми глазами появились представители национальностей нашего Союза. Новая колода называется красиво и благозвучно: «Народности СССР». Бубнового короля заменяет старый узбек в халате и чалме. Нет больше валета с веревочными усиками. Вместо него – белорус в бараньей шапке. Нет также и пиковой дамы. В нашей стране нет места таким дамам. Ныне имеется молодая украинка в расшитой рубашке, молодая украинка пик. Остальные фигуры под стать. Есть и раскрепощенные женщины Востока (дамы, сбросившие чалму), есть и таджики (короли и валеты, образовавшие колхоз). Представлены почти все нацмены.

Говоря коротко:

– Четыре сбоку, узбека нет!

Как, должно быть, обрадуются нацмены! То-то будет ликование в республиках, когда появятся там обновленные короли. Трудно даже себе представить, как благодарны будут нацмены валетам из госкартмонополии.

Кимовские музейщики удивились, когда узнали, что в 1937 году в СССР выпустили колоду «Палех» работы Павла Баженова – мастера артели древней живописи, театрального оформителя, шаржиста и…агрария! Трудно в это поверить, но данные карты создавались специально для Всемирной выставки искусств и техники, проходившей во Франции.

o_lEQFum87c.jpg

На фото: кимовские музейщики проводили много выставок, но игральных карт – впервые 

– Между прочим, изготовлением колоды занялся «Гознак», и она получила на выставке в Париже приз, – продолжает Наталья Кипарина. – А сам Баженов погиб в 1941-м. Впоследствии его колода была переработана для офсетной печати художником Евгением Пашковым и выпущена на комбинате цветной печати в 1967 году – к 150-летию главной карточной фабрики России. Эти карты стали называть «Юбилейные». А еще у нас на выставке представлена антифашистская колода – ее в блокадном Ленинграде создал Василий Власов. Такие карты предполагалось распространять в немецком тылу. Места королей и валетов заняли карикатурные изображения Геббельса, Геринга, Муссолини и их приспешников… Истощенный художник работал в холодной полутемной квартире. После того как был готов эскиз новой карты, его нужно было отнести в литографический цех в десятках километрах от квартиры. На это у Власова не было сил, поэтому только в определенные дни он встречался с представителем фабрики на середине пути и вручал готовые наброски. В начале 1942-го напечатали первую партию антифашистских карт, а в 1943-м – вторую. А еще у нас есть самодельные тюремные колоды. По словам Артема Зенова, основой таких карт послужили рентгеновские снимки. Одним словом, коллекция – удивительнейшая! Чего только нет!

oCdjRFZciEk.jpg

pdkNqFbl5fo.jpg

DsBvvsWkyNM.jpg

Вот и получается, что историю страны можно изучать и по картам.

Сергей МИТРОФАНОВ

Сергей КИРЕЕВ

Другие новости