Культура

17:34, 25 апреля 2016

«Коль гореть, так уж гореть сгорая…»

 Марина ПАНФИЛОВА

Эта строчка из стихотворения Сергея Есенина, подаренного его жене – Софье Есениной-Толстой, не случайно выбрана в название выставки, посвященной внучке великого писателя и открывшейся в галерее «Ясная Поляна».

Вроде и недолгая история любви в биографии такой неординарной, умной, сильной личности, как Софья Андреевна (названной в честь бабушки и тоже много сделавшей для жизни и спасения музея), ее можно бы считать всего лишь эпизодом. Но недаром же она всю последующую долгую жизнь носила двойную фамилию: Толстая-Есенина.
Исследователи творчества поэта называют его женитьбу на этой необыкновенной женщине «последней попыткой обрести мир и душевный покой». И эта тяга к размеренности привела Сергея Есенина в Померанцев переулок в старинном уголке Москвы.
Видно, так заведено навеки –
К тридцати годам перебесясь,
Все сильней,
прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.
Это стихотворение, написанное во время их сближения, поэт посвятил своей последней жене Софье. Их совместная жизнь счастливой не была, о чем свидетельствуют записи на листках отрывного календаря за 1925 год, сделанные рукой Толстой-Есениной. Этот документ в 1994-м из частного собрания поступил в Государственный музей Л. Н. Толстого и очень напоминает те «ежедневники», что вела бабушка и полная тезка жены поэта. В скупых комментариях зафиксированы знакомство, встречи, разрыв.
«25 мая. В Союзе писателей доклад Тани Татариновой по политической экономии и зп. Ночевал Сергей Есенин», «18 сентября. Женитьба», «19 сентября. Фотографии в кафе», «26 ноября. Сергей лег в клинику», «2 декабря. Первый разговор о расставании», «5 декабря. У Сергея. Мир опять», «21 декабря. Сергей вышел из клиники. В 2 часа ушел из дома, вернулся в 1 час ночи», «23 декабря. В 9 часов утра ушел. Вернулся в 5 часов дня и уехал». Эта запись последняя, словно 1925-й – «год 8-й годовщины Октябрьской революции», как помечено на календаре, был для Софьи Андреевны очень коротким. И – полным событий, столь важный для нее…
Коль гореть, так
уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая –
Знак того, что вместе нам
сгореть.
Среди экспонатов, представленных музеем-усадьбой и Государственным литературным музеем, немало подлинников. Фотографии, документы, самодельный письменный стол из той московской квартиры, на нем – птичья клетка, в которой лежит «попугаево кольцо». Про него музейщики рассказывают, что во время прогулки Сергей и Софья подошли к цыганке-гадалке, на плече у которой сидел говорящий попка. Птица проворно достала влюбленной паре бумажку с предсказанием «долгой и богатой жизни», вставленную в алюминиевое колечко, которое потом поэт подарил своей музе, и она долго не расставалась с ним.
То кольцо надела
мне цыганка.
Сняв с руки, я дал его тебе,
И теперь,
когда грустит шарманка,
Не могу не думать,
не робеть.
Ну и что ж!
Пройдет и эта рана.
Только горько видеть
жизни край.
В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай.
Но экспозиция повествует о разных аспектах деятельности Софьи Толстой-Есениной – начиная с детских и до последних лет жизни, большую часть которой она работала в Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве.
Выступавшие на открытии выставки сотрудники ГЛМ и музея-усадьбы «Ясная Поляна» рассказывали о том, что Софья Андреевна прожила долгую, трудную и невероятно насыщенную жизнь. Она действительно «горела» – всегда и во всем: если любила, то беззаветно, искренне и самозабвенно, если начинала какое-то дело, то отдавалась ему вся: документы свидетельствуют, как представительница графского рода работала, не щадя сил, для развития музейного дела в нашей стране.
В годы Великой Отечественной войны она занималась отправкой экспонатов из Москвы и из Ясной в далекий Томск. Благодаря ее усилиям и стараниям раритеты уцелели, а после возвращения их из эвакуации в мае 1942-го музей-усадьба мог принимать посетителей.
Главный художник музея-заповедника Александр Карташов отметил, что выставку можно условно разделить на три зоны: она начинается и заканчивается Ясной Поляной, а в центре – Москва.
– В процессе подготовки я задумался: какое же это было невероятное поколение – людей, рожденных на рубеже столетий! После них осталось очень мало вещей. Но они жили и творили в эпоху революций, Первой и Второй мировых войн и были так мощно духовно заряжены, что смогли преодолеть все испытания! – сказал он.
Выставка приурочена к 75-летию вступления Толстой-Есениной в должность директора объединенных толстовских музеев.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему