Культура

09:59, 02 ноября 2018

Куклы – это не игрушка

Софья МЕДВЕДЕВА

Кто сказал, что куклы – это развлечение для малышей? В магазинах игрушек все чаще можно встретить взрослых посетительниц, которые рассматривают милых Барби и загадочных Монстр Хай не для дочек или племяшек, а для себя. В руках умелых мастериц фабричная кукла обретает индивидуальность.

Искусство,
неподвластное времени
Такое увлечение на языке доллмастеринга (то есть изготовления кукол) называется ООАК – от английского «one of a kind» – единственный в своем роде. Мастерицы покупают обычных кукол, сошедших с конвейера, и полностью перерисовывают им лица, шьют новую одежду, а иногда и вовсе меняют цвет кожи.
Направление это совсем не новое: первый экземпляр перерисованной куклы датируется еще XIX веком. Эти малышки не предназначались для игры, а были предметом коллекционирования: с помощью таких кукол дамы делились с подругами примерами нарядов по последнему писку моды. Несмотря на то что куклы были дорогостоящими, увлечение набрало популярность в Европе, а затем перекочевало и в Россию. В нашей стране умельцы освоили изготовление фарфоровых расписанных кукол, которые снискали славу по всему миру.
Традицию продолжили и во времена СССР. Спортсменка, Аленушка, балерина и, самая красивая, – хозяйка Медной горы. Высокая стоимость статуэток объяснялась в том числе ручной росписью. На фарфоровых заводах работали целые цеха, где трудились художницы, создавая похожие, но все же – уникальные лица.
Сейчас перерисовка кукольных лиц – это целое искусство. Причем касается это не только дорогих коллекционных экземпляров. Творчество это доступное для каждого, кто хоть немного умеет обращаться с красками и кисточкой. Существует и «облегченная» версия хобби, когда можно внести небольшие штрихи в изначальный имидж. Это направление называется customized doll и предполагает, что можно всего лишь подкрасить кукле губки и приклеить реснички – и она тоже обретет свою индивидуальность.
Нынешние мастерицы особо полюбили придавать новый вид популярным куклам, таким как Барби или Monster High. Покупать оригинальную куклу, стоимость которой может достигать нескольких тысяч руб­лей, вовсе не обязательно – можно обойтись и более дешевыми аналогами или поискать кукол, чья хозяйка уже выросла, на блошином рынке.

Набор простых инструментов
Дарья Цыбульская из Новомосковска увлеклась перерисовкой кукольных лиц совсем недавно. В поисках новой художественной идеи она листала странички в интернете. Заинтересовалась историей девушки, которая рисует на куклах, вместо кричащего фабричного макияжа создавая нежный и утонченный образ. «Вот такое я еще не пробовала!» – сказала Дарья сама себе, но сразу за куклу взяться не решилась. Стала практиковаться на бумаге, продумывать: какой макияж подойдет брюнетке или какую обувь подобрать к яркому желтому платью.
Впервые расписать настоящую куклу она попробовала летом.
– Перерисовывала шесть раз! – делится она. – Искала изюминку, чтобы кукла была особенной, ни на одну не похожей.
У любого кукольного мастера – большой арсенал инструментов, ведь ему приходится примерять амплуа художника, парикмахера, швеи, стилиста.
– Когда я беру в руки куклу, позволяю вдохновению захватить меня, редко продумываю образ заранее, – говорит она. – Все рождается в процессе работы.
Чаще всего художница использует акварельные карандаши, акриловые краски, сухую пастель. Все это можно купить в канцелярских и художественных магазинах. Материалы для стирания заводского макияжа у куклы легко найти в отделах бытовой химии: достаточно ватных дисков и средства для снятия лака.
– После того как «умою» куклу, карандашом намечаю новую форму глаза, – рассказывает о тонкостях работы Дарья. – Рисую белок акриловой краской, тонкой кистью добавляю детали, а косой наношу румяна. После того как макияж завершен, закрепляю его матовым акриловым лаком.
Модель
для экспериментов
Чуть ли не главная деталь в образе куклы – ее прическа. Нельзя оставить фабричные синтетические волосы – покраске они не поддаются, а значит, у творца меньше возможностей «поиграть» с образом. Кукольные парики Дарья мастерит из шиньонов.
– Создание прически – не менее кропотливая работа, – говорит она. – Сначала надо срезать родные волосы, хорошенько вычистить их остатки. А затем с помощью клея и пищевой пленки по кругу приклеивать новые пряди. Чтобы сделать укладку, поливаю новые волосы куклы кипятком, а дальше в дело идут резинки, заколки, расчески. Я учусь на парикмахера, поэтому куклы для меня – еще и модель для экспериментов.
Одежду для кукол Дарья также шьет сама: выкройки берет из интернета, а дальше дело за малым – подобрать ткань и немного поработать на швейной машинке.
Расписать куклу, придумать при­чес­ку, сшить модный костюм – это еще не все. Каждой своей «Галатее» Дарья придумывает собственную историю, одушевляя ее.
На процесс создания ООАК может уйти не один день. Конечно, если ни на что не отвлекаться, можно управиться за несколько часов. Но так в жизни не бывает.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Миниатюрный мир

31 октября, 15:36

Сила короткого кадра

26 октября, 13:35

Под покровом веков

26 октября, 13:11