Культура

16:12, 01 ноября 2022

Лоскутки, тесьма, нитки и… капелька души: секреты русских народных кукол

Лоскутки, тесьма, нитки и… капелька души: секреты русских народных кукол

«Все мы родом из детства. Первую тряпичную куклу мне показала моя бабуля – просто взяла и сделала из лоскутков такую игрушку, какую ей в ее детстве делали мама и бабушка, – делится заведующая Зайцевской сельской библиотекой Галина Мельникова, которая вот уже более двадцати лет увлечена изготовлением русской народной куклы. – А еще бабушка рассказывала, как однажды на базаре ей купили глиняную куколку, она с ней долго играла, а потом нечаянно разбила и горько плакала…»

Не просто игрушка

О той детской куколке из лоскутков Галина Станиславовна вспомнила, когда познакомилась с творчеством известной тульской кукольницы Ирины Агаевой.

Ирину Владимировну знают и помнят многие. Двадцать лет, живя в городе оружейников, она собирала материалы о традиционных куклах Тульской, Калужской, Брянской, Орловской, Тамбовской и других областей. Но особенно обширно ее собрание именно традиционных тульских народных кукол.

Для русского крестьянина это была не просто игрушка. В тряпичных куклах находили отражение все вехи жизни человека и его семьи, связанные с ними народные обряды и праздники – буквально от рождения и до самой смерти.

Разноцветные куклы-скрутки наподобие современных мобилей вешались над люлькой младенца. И маленькие девочки играли с ними.

Эти скрутки были самыми простыми в изготовлении. Несколько лоскутков, остатки тесьмы, немного ниток, фантазии и капелька души – вот все, что, по мнению мастерицы, требовалось для появления на свет новой куколки.

Были в деревенских избах кубышки-травницы – запах душистых растений отгонял от дома злых духов и болезни.

Крупеничку наполняли гречкой и ставили в красном углу – как символ достатка и благополучия.

Куклу-берегиню нельзя было просто купить, ее требовалось выкупать. Но сначала нужно было выбрать ее душой и сердцем из большого числа ей подобных, а потом дать мастерице столько денег, сколько сочтете нужным.

куклы 3.jpeg

Тятя бусики привез…

– Встреча с Агаевой зацепила меня, заставила вспомнить детство, бабушку, мою первую тряпичную куколку. Я попробовала сделать нечто подобное, у меня получилось, и куклы на долгие годы стали для меня главной отдушиной в жизни, – делится Галина Мельникова. – А поскольку я работаю в сельской библиотеке, то решила увлечь изготовлением кукол местных детишек. И вот теперь, спустя 27 лет, ко мне приходит на занятие уже второе поколение – дочки тех девочек, которых я когда-то обучала.

Тряпичные куклы, которые делает Галина Станиславовна, очень разные. Есть целые серии, посвященные Великой Отечественной войне или песням советских лет, имеются тематические композиции – например, «Тятя бусики привез», «Женское счастье», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Дед Мазай и зайцы», «Филипок» или обширная серия, посвященная селу Зайцево и его обитателям. Немало всевозможных кукол-оберегов. А какие яркие, нарядные да разнообразные у нее Масленицы!

Предъявите поневу, пожалуйста!

Есть куклы в костюмах, традиционных для нашего края, для Белевского, Одоевского, Дубенского и других районов. Они наряжены в одежду, характерную для определенной местности, – в особым образом расшитые рубахи, украшенные тесьмой поневы, занавески, традиционные головные уборы.

Если кто забыл, напомним, что поневы – это длинные и широкие крестьянские юбки, которые шились из домотканого материала – клетчатого или полосатого. И по ним, как по паспорту, можно было точно определить место проживания крестьянки. Ну а занавеска – это в данном случае просто фартук. Были занавески повседневные, во время хлопот по хозяйству защищавшие поневы от грязи, а были нарядные, праздничные, расшитые тесьмой и кружевом.

Любопытна тульская барыня – у нее ручки заплетены в косички.

Есть в коллекции кукла – детская утешница, ее украшали конфетками.

Куклу-большуху тульская невеста изготавливала для свекрови – в благодарность за сына, которого та вырастила ей в мужья.

Оказывается, даже наши простенькие куклы-пеленашки по конструкции отличаются от тех, что делали в соседних губерниях. В Туле это, по сути, неподвижный столбик, а вот в Калуге, например, кукла узелковая, и у нее вращается голова.

Чтоб один раз – и на всю жизнь

В Одоевском уезде делали свадебные куклы-неразлучники. Изготовленные в красно-белой гамме, они крепились на одной палочке, служившей руками и жениху, и невесте. Неразлучников вешали под дугой первой лошади в свадебном поезде, потом хранили в сундуке как огромную семейную ценность, настоящую реликвию. А когда в молодой семье появлялись дети, на общую руку навешивались маленькие куколки – по числу наследников. Видимо, отсюда пошло выражение «идти по жизни рука об руку».

Подруги невесты изготавливали для молодоженов «мировое дерево» – две куклы крепились на березовой рогатине таким образом, чтобы ничто не заставило их отвернуться друг от друга. Такой оберег должен был спасти молодых от ссор, недопонимания и обид.

Восторг детей всех времен вызывали куклы-стригушки, изготовленные из соломы, сена или лыка и подстриженные так, что могли танцевать.

– Ставишь стригушку на стол, стучишь кулачком – и кукла пускается в пляс. У детей при виде такого чуда аж глаза горят! – рассказывает мастерица. – А куклу-куватку вешали над люлькой младенца. Тульская куватка тоже особенная, у нее свои секреты.

куклы 2.jpeg

Кручу-верчу

Русские народные куклы не шили, а именно скручивали, связывали – при помощи узелков, тесьмы, ниток. И сейчас эти традиции строго соблюдаются. Можно разве что пришить тесьму или другую отделку к одежде куклы. Элементам костюма помогают держаться завязочки да пояски. Впрочем, это характерно и для настоящего русского народного костюма – рубах, штанов, понев, занавесок, которые носили крестьяне и крестьянки. Ни привычных для нас резинок, ни пуговок на них не было.

Зато всем нам знакомо выражение «ишь распоясался»…

Изначально народные куклы делались цельными, в несъемных костюмах, и сегодня мастерица также придерживается этого правила. Но ее куклы могут быть одеты по сезону – в летнюю или зимнюю одежду.

Галина Станиславовна и сегодня работает только с натуральными материалами, используя для изготовления своих кукол лен, ситец, шерсть. Говорит, синтетика скользит, распускается, работать с ней тяжело, а результат не впечатляет. Мастерица очень ценит, когда материалы для творчества приносят местные жители, у которых еще сохранились отрезы и лоскуты советских лет.

Творчество Галины Мельниковой, отличающееся особым стилем и непревзойденным мастерством исполнения, не осталось незамеченным. Ее выставки нередко проходят в музеях и библиотеках области, недавно куклы Галины Станиславовны во всем их многообразии были представлены в Тульской областной научной библиотеке, а постоянно их можно видеть в библиотеке села Зайцево, что совсем недалеко от Тулы.

Мастерица участвовала в Международном фестивале фольклора и ремесел «Двенадцать ключей», во Всероссийском фестивале «Тульский заиграй», Всероссийском фестивале мастеров народной игрушки, проходившем в Липецке, в белгородской «Слободе мастеровой» и других.

Нелли ЧУКАНОВА

Елена КУЗНЕЦОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий