Культура

09:00, 28 ноября 2014

Максим Аверин: Мой зритель заслуживает большего

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Может ли один актер заменить собой целый театр, держать зал в напряжении часами? Заслуженный артист России Максим Аверин доказал, что это реально: в Тулу он приехал с моноспектаклем «Все начинается с любви», во время которого читал стихи Пастернака, Маяковского, Высоцкого, пел и танцевал.

– По какому принципу вы подбирали произведения?
– По тому, как я воспринимаю жизнь сегодня, как чувствую, живу, думаю, огорчаюсь. И те вопросы, которые я задаю сам себе, – уверен! – мучают и других. Век технологий сделал нас одинокими, люди забыли о главном предназначении – жить и любить, мы обросли телефонами, гаджетами, закрылись от всего света. И я точно такой же: фейсбучу, общаюсь в сетях. Мы сегодня в эсэмэсках чувства выражаем, а важнее вместо смайлика услышать тембр любимого голоса. Какая-то инвалидность в этом просматривается…
– Лет сто назад Оскар Уайльд в «Портрете Дориана Грея» написал об этом же – об одиночестве каждого из нас.
– И сегодня об этом пишут. Пелевин в «Повести о настоящем сверхчеловеке» размышляет: «В любви глобального смысла нет, но она придает смысл всему остальному». Если человек любит, он открыт миру, он не сетует, а радуется.
– Максим Викторович, вы избалованы ролями и в кино, и в театре «Сатирикон», где в вашем послужном списке было так много классики…
– В творчестве не может быть слова «было», это – обреченность, словно слетевшая афиша. Есть только – «впереди», точнее даже – здесь и сейчас. Поэтому я люблю театр, не представляю себя без него: в кино можно переснять не­удавшийся кадр, переклеить что-то, перемонтировать, пере­озвучить… и так далее, и тому подобные глаголы. А в театре всегда другой спектакль, другой зритель, другое настроение – другой день.
– И вы на сцене – другой…
– И я, конечно. Поэтому главное могущество театра – волшебное «здесь и сейчас». И это никогда не повторится. В слове «никогда» есть некий флер, магия, но при этом страшнее этого слова нет, в нем сочетаются прелесть и обреченность.
– Вы себя считаете артистом театра или кино?
– Это две разные вселенные, никак между собой не пересекающиеся. Мой отец работал на «Мосфильме», и впервые я появился в фильме «Похождения графа Невзорова»: шестилетним мальчишкой танцевал на палубе в кадре. Но уже в девять лет играл эпизодическую роль в театре… Люблю классику, особенно Шекспира – лучшего драматурга всех времен и народов. А вот современные пьесы, которые мне присылают, чаще разочаровывают, я их про себя называю «пучок за 20 копеек». Мне это неинтересно, а значит – будет неинтересно зрителю. Я не хочу, чтобы люди просто приходили посмотреть на Максима Аверина, мой зритель заслуживает большего. Когда я поехал с этим моноспектаклем по стране, меня спрашивали: кому это будет нужно? Какие стихи? Какой Маяковский? Кто будет слушать? Но публике интересно, залы – полные: в Москве в «Сатириконе» – аншлаги, в Петербурге, куда я езжу практически каждый месяц, в театре Комиссаржевской – аншлаги. Зритель устал от постановок «по мотивам» классических произведений, и очередные «Трусы над пропастью» ему прискучили.
– И все современные пьесы – пустые?
– Нет, Вырыпаев, братья Пресняковы – потрясающие драматурги, они ищут смысл в происходящем, по-новому стараются показать уже известное. Они не снисходят до «легонького» жанра: «чтобы зритель не напрягался», когда одна вещь похожа на другую и все это примитивно, написано по принципу «муж, жена и любовник под кроватью» – скука!
– В каком возрасте вы решили, что станете актером?
– Я это всегда знал, по-моему, с самого рождения. Ну или когда заговорил… Правда, заговорил я поздно, родители боялись, что – немой, потому что все время молчал и только улыбался.
– Вас и сейчас многие знают как актера с обаятельной улыбкой.
– Тут один человек в соцсетях сделал комментарий к моей фотографии: «А он что-нибудь еще умеет? Или только улыбаться?» Сначала меня это покоробило, а потом выручило чувство юмора – самое главное приобретение в жизни.
– А по-моему, вас чаще считают актером «с подтекстом»…
– Режиссеры вообще любят меня снимать крупно. Хотя беда нашего времени – это когда актеры отказываются от роли, потому что в ней «мало слов» – за них привыкли прятаться и не вникать в смысл. Играть без слов – самое сложное, потому и появляются эти «картонные» фильмы-однодневки, сериалы, похожие друг на друга.
– Максим, вы работали в одном проекте с нашим земляком Алексеем Воробьевым…
– И продолжаю работать, и считаю, что это знакомство, дружба – одно из прекрасных приобретений года. Алексей не просто творческая личность, он очень хороший человек. И нам никогда не бывает скучно вместе, всегда что-то придумываем. Во время съемок, в час обеденного перерыва, снимаем свое кино – «Мистер внезапный». Идея родилась случайно, из шутки какой-то, а потом мы увидели, что этот «сериал» пользуется популярностью, а главное – нам самим интересно. И стали писать сценарий. Кстати, Леха потрясающе снимает, монтирует. А после съемок едем смотреть новый фильм, спектакль… Вообще, это здорово, когда находишь равных по духу людей.
– Расскажите, какие фильмы с вашим участием мы увидим в ближайшее время.
– Не скажу, что и в какое время выйдет, потому что, к сожалению, телевизионная сетка постоянно меняется. Например, премьера мини-сериала «Чарли» опять отложена, и я уже не знаю, когда он выйдет на экран. Сейчас я снимаюсь в «Беглецах» вместе с Лешей Воробьевым, до конца марта –  работа в «Склифософском». Это последний для меня сезон, не знаю, будет ли продолжение… Я и так уже четвертый сезон в сериале, а для меня три – уже предел. Недавно позвонили, предложили вернуться в «Глухаря», но я не вижу смысла – все, что мог, я сыграл. И потом, в мое отсутствие там наснимали столько ответвлений, «дочерних» сюжетных линий, что разрушили все прошлое, поэтому я отказался. Вот «Горюнов», к съемкам которого приступаем в феврале, мне интересен: там есть перспективы роста.
– Я помню, как два года назад, накануне напророченного колдунами и экстрасенсами конца света, мы с вами беседовали и хохотали, что в России на этот день забронированы все места в ресторанах и кафе: люди готовятся встретить апокалипсис в хорошей компании.
– Я прекрасно помню этот момент и жуткую гримерку в том ДК…
– Сейчас это – Городской концертный зал, там сделан ремонт, и Алла Сурикова уже провела в нем свой фестиваль комедии «Улыбнись, Россия!».
– Хорошо, когда происходят такие преображения, это радует. Но больше всего душу согревают встречи с людьми. Помню, как два года назад, как раз после Тулы, мы приехали в Норильск – 12.12.12. Накануне конца света улетели на конец географии. Там такой стильный аэропорт, и я уже приготовился увидеть красивый город. Выхожу, а кругом – голое поле: вечная мерзлота, ни деревца, и построек никаких поблизости. Но потом был аншлаг в зале, такой теплый прием, что я при­ехал еще через месяц – по просьбе зрителей. И так хорошо было на душе, так порадовали эти встречи с замечательными людьми, когда идет некая цепная реакция – от сердца к сердцу…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему