Культура

00:00, 28 апреля 2018

Михаил Кожухов: журналистика – ремесло, мечтающее стать искусством

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

В рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени» в Туле побывал Михаил Кожухов – журналист, ведущий, продюсер, сценарист, президент «Клуба путешествий».

На встрече с представителями тульских СМИ и студентами журфака ТулГУ Михаил Кожухов беседовал о сущности, превратностях и «изнанке» профессии. Разговор был откровенным, а порой и циничным – в честной попытке понять, что такое журналистика – диагноз, образ жизни или всего лишь попытка пропиарить себя...
Мастер-класс Кожухов провел в Тульском государственном музее оружия и перед началом, как коллекционер холодного оружия, не просто высоко оценил экспозицию, но смог рассказать о выставленных в витринах экспонатах. «Глаза разбегаются – так все интересно!» – прокомментировал увиденное московский гость.
Это не первый его приезд в наш регион: в 2010 году Кожухов получил премию имени Юрия Сенкевича – за репортаж о Белеве. Вспоминая съемки, Михаил Юрьевич рассказал:
– Тогда белевский завод, производящий знаменитую пастилу, был закрыт и являл собой жалкое зрелище, а плоды из чудесного яблочного сада продавались на какие-то заводы, делавшие джем… А сейчас мне очень приятно узнать, что целых три фабрики по производству знаменитого тульского бренда успешно работают, поставляя пастилу в российские города и за границу. Раньше, не зная этого, я с подозрением косился на белевскую пастилу, продававшуюся в московских магазинах. Теперь стану ее покупать.
– Вы много путешествуете не только по работе, но и по зову сердца. Есть ли любимые уголки на планете?
– Да, и их много. Сразу трудно перечислить, ведь я – президент «Клуба путешествий». Это проект, в котором соединяются миссия и коммерция, и, наверное, пока миссии там больше, чем заработков.
– С сентября 2017 года вы делаете программу на «Нашем радио» – новый для вас формат…
– У меня есть мнение, что самое трудное – это журналистика, которая пишется ручкой. Второе по сложности – радио, это очень сложный жанр: достаточно десяти секунд, чтобы понять, что у микрофона идиот. А самое легкое – телевидение, там работает картинка…
Сегодня я хотел бы порассуждать вместе с коллегами о том, что такое хорошая журналистика и что такое – журналистика плохая. И в рамках этих размышлений могу отметить, что самое важное – это выбор, который Горький формулировал так: это выбор между тем, чтобы жить лучше, или – чтобы быть лучше.
К сожалению, подавляющее большинство людей сделали выбор в пользу лучшей жизни, и от этого страдает профессия, да и общество тоже. Но все равно: ты сам определяешь рамки компромисса, приемлемые для тебя, а он неизбежен, особенно в наше время.
– О чем надо снимать сегодня передачи?
– О жизни. О людях. Предметом журналистики всегда был, несомненно, только человек. Я никогда не учился на факультете журналистики и не знаю, чему там учат. Но человек, который привносит любые знания в газету или на телевидение, оказывается в большем выигрыше – по сравнению с тем, кто может лишь бормотать что-то общеизвестное. Такие сразу попадают в отдел новостей, многие там и застревают.
Владимир Яковлев, создатель «Коммерсанта», когда-то сказал, что журналистика – это умение сделать значимое интересным. Я с ним согласен, но в последние годы ко мне это уже не имеет никакого отношения. И уже давно я понял, что когда ты занимаешься «болтовней» – в любом ее виде, тебе нужна «точка опоры». Что покажем будущим поколениям – детям, внукам, как объясним, что делали всю жизнь? Гордо расскажем, что нас читали-слушали-смотрели тысячи людей? Но это – профессиональный тупик.
Вот какую фразу я нашел: «И то, что я мало одарен, не мешает мне мучиться тем же и так же не находить ответа, как не находили его многие и великие тоже…» Это написал Александр Блок, из чего следует, что неуверенность в себе была знакома и ему.
– Михаил Юрьевич, назовите атрибуты хорошей журналистики.
– Если б можно было объяснить это так быстро и коротко, то это было бы уж совсем ремесло… А журналистика все-таки – ремесло, которое мечтает стать искусством. Но все же мне самому больше нравится определение, которое я услышал от коллеги-американки, военного фотографа Джоанны Шнайдер. Мы встретились в Афганистане, общались, для нее это была уже 18-я война. И когда я спросил, зачем, по мнению Джоанны, нужна журналистика, услышал в ответ гениальную фразу, не знаю, сама она ее придумала или их учат: «Назначение журналистики в том, чтобы напоминать власти о долге, а обществу – об идеалах».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему