Культура

16:50, 09 января 2019

Мудрость сердца

Нелли ЧУКАНОВА
Сергей КИРЕЕВ

Это еще одна попытка призвать общество к тому, чтобы понять людей с особенностями развития и отнестись к ним с заботой и уважением.

Спектакль поставлен по пьесе Александра Игнашова, основанной на реальных историях семей, в которых воспитываются дети с аутизмом, синдромом Дауна и другими отклонениями.
Работая над постановкой, ее создатели провели с особенными детьми и их родителями целое лето – вместе ездили отдыхать, много беседовали. В результате получился спектакль, посвященный вовсе не медицинским проблемам, а главному вопросу – как научиться слушать, слышать и понимать тех, кто видит окружающий мир иначе, чем большинство людей?
Оформление спектакля крайне минималистично – темный прямоугольник задника сцены, на его фоне – несколько светло-синих кубов, которыми активно манипулируют актеры в белоснежных рубашках, изображающие аутистов, стараясь донести до зрителей свои переживания и чувства.
Сидящие в зале узнают пронзительные истории семей, вынужденных принять как данность то, что их ребенок – не такой, как все, и никогда не будет обычным мальчиком или девочкой.
Действие строится так, будто на прием к одной высокомерной даме – большому специалисту по работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, один за другим приходят матери и отцы, столкнувшиеся с бедой.
– Мы с женой абсолютно здоровы, все у нас с ней было вовремя и без проблем. И до трех лет наш сын был совершенно обычным ребенком – милым, веселым, в меру подвижным и в меру спокойным. Он хорошо развивался, вовремя начал сидеть, ходить и говорить. Он без проблем пошел в детский сад. А потом заболел. Что поделать, все дети болеют… У нашего сына поднялась очень высокая температура и держалась, ничем не сбиваемая, три дня. И все. Он перестал нас узнавать, разговаривать с нами… Врачи поставили диагноз – аутизм. И что теперь делать? Как это исправить? Чем лечить? Если у человека болит желудок – надо изменить режим питания, пропить лекарства, и он будет здоров. Если у человека аппендицит, ему нужно сделать операцию, и он поправится. Скажите, что нужно сделать с моим сыном, чтобы он снова сделался таким, как все? – выкрикивает полные отчаяния слова отец малыша.
– Аутизм – не аппендикс, его не отрежешь! – непрошибаемо спокойно и надменно отвечает специально подготовленная к подобному общению дама. – Аутизм – это способ существования, который невозможно отделить от вашего ребенка. Его нельзя вылечить. И когда вы хотите, чтобы не было аутизма у вашего ребенка, на самом деле вы желаете, чтобы не было и его самого. Вы должны понять – это на всю жизнь. И правильно оценить свои возможности – сможете ли вы физически, психологически и материально долгие годы справляться с этой проблемой.
Вылечить аутизм или синдром Дауна действительно невозможно, но можно развивать этих детей, адаптировать в обществе, способствовать проявлению и реализации заложенных в них природой талантов, иногда очень ярких и самобытных. Но это требует от близких невероятного самоотречения и немалых материальных затрат.
Увы, столкнувшись с проблемой воспитания детей-инвалидов, многие семьи приходят к краху. Ведь можно сколько угодно рассуждать о том, что это испытание дается нам «не за что-то, а исключительно для чего-то»: чтобы, видя страдания других, мы сами становились гуманнее, чище и добрей. Но вот только, увы, все эти благородные сентенции перестают работать, когда непосредственно ты сам сталкиваешься с бедой – именно твой ребенок становится тяжелым инвалидом без всякой надежды на исцеление.
Отец, первым произносивший со сцены свой пламенный монолог, в конце концов не выдерживает тягот бытия и уходит из семьи.
– Я так не могу! Моему сыну нужен другой отец! Это не тот малыш, рождения которого я ждал девять месяцев, которого воспитывал на протяжении трех лет. И это не тот ребенок, которому я был готов отдать все на свете! – пытается он оправдаться в надрывном крике.
А его жене специалист по работе с семьями, растящими особенных детей, вкрадчивым голосом тут же предлагает отдать сына замещающим родителям. Мол, за границей созданы все условия для воспитания и развития мальчиков и девочек, страдающих аутизмом и другими отклонениями, многие семьи прямо-таки мечтают заниматься их реабилитацией. А что вас и вашего ребенка ожидает в нашей стране? А что будет с ним, когда вы – по старости или по болезни – покинете этот мир?
Следом на прием к ученой даме приходит молодая симпатичная женщина, в одиночку растящая больного малыша.
– Женщина должна быть достаточно эгоистичной, чтобы не ставить на себе крест ради особенного ребенка, а заниматься самореализацией, быть счастливой, иметь личную жизнь и родить других, здоровых детей. Учиться, создавать бизнес и благотворительные фонды, чтобы помогать другим людям, – поучает высокомерная дама. – Вот в других странах такой ребенок – не обуза, не камень, тянущий на дно, а парус, дающий возможность идти к новым свершениям. Отдайте своего ребенка за границу, там ему будет лучше…
– Я никому не отдам своего малыша. Я люблю его таким, какой он есть, – отвечает мать. – Ведь эти дети не приходят в мир случайно. Они рождаются с той мудростью сердца, к которой мы, обычные люди, порой приходим только в конце жизни – когда нас уже бессчетное число раз обманули и предали. Они любят, слышат и понимают, просто глядя нам в глаза…
Но прозрение в конце концов приходит и к той самой многомудрой даме. В семье ее сына рождается ребенок с синдромом Дауна. И она, неоднократно убеждавшая других избавиться от такой обузы, сама пройдя через дикую боль переживаний и осмыслений, в финале говорит, что никогда, ни за что и никому не отдаст этого малыша, она будет оберегать это маленькое беззащитное сокровище до своего последнего вздоха.
В финале персонажи в белоснежных рубашках протягивают в зал свои синие кубики – словно некую просьбу, особое знание: возьмите, примите и поймите. Не отталкивайте нас!
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему