Культура
Музей шахтеров и звездного неба
- 09:00 22 июля 2016
Юлия ГРЕЧЕНКОВА
Сергей КИРЕЕВ
и из архивов музея
Тогда экспозиция целиком посвящалась Подмосковному угольному бассейну, и в музее было все то же, что и за его стенами, – шахтерский быт. Фигуру обутого в лапти горняка, в три погибели согнувшегося в шахте, сделала из папье-маше имевшаяся тогда в штате учреждения творческая группа. Проклеенная бумага – один из самых крепких материалов, и за почти 80 лет с ней ничего не случилось. Шахтер так и сидит у музейной стены – в натуральную величину, между прочим.
Среди других «подземных» артефактов, выставленных здесь, – две настоящие вагонетки: одна еще довольно свежая, а другую время не пощадило.
Во время попытки добывать уголь открытым способом, причем не рыть, а размывать земляной пласт струей воды под высоким давлением, в Донском обнаружили настоящее кладбище древних животных, живших 200 тысяч лет тому назад. (Сейчас на том месте зона отдыха «Голубая вода».) Так экспозиция пополнилась фрагментами скелетов мамонтов и первобытного бизона.
В военные годы музей не отступил от традиции «показывать реальность». Посвященная Великой Отечественной выставка здесь открылась в 1942 году. Музейщики просто отправлялись в близлежащие поля, где шли бои, и собирали там свой «урожай» страшных экспонатов: разорвавшиеся снаряды, гильзы, коробку от пулеметной ленты. Удивительно, но военное положение не переиначило жизнь горожан настолько, чтобы они отказали себе в удовольствии посетить экспозицию.
Вплоть до перестроечного времени музей располагался в здании Спасской церкви. Ее купола долгие годы выполняли совершенно особую роль: оказалось, под их сводами можно разместить планетарий.
– Над планетарием работал буквально весь город. Это было что-то вроде субботников, только люди не улицы мести ходили, – поясняет заместитель директора музейного комплекса «Бобрики» по научной работе Ольга Мазурук. – Доподлинно известно: сложную систему собрали буквально из того, что попадалось под руку. Брали жесть от консервных банок, прокалывали дырочки, и свет потом, проходя сквозь них, «рисовал» созвездия. Дорогостоящую оптическую аппаратуру заменили стеклами обыкновенного проекционного фонаря. Детали изготавливали на заводах Донского. Автором проекта был сотрудник музея Михаил Чистозвонов. Он не имел профильного образования – просто энтузиаст и ученый-самоучка, который интересовался астрономией и загорелся идеей изготовления собственного планетария. Однако же желание – это одно, но, как известно, без помощи ничего не делается. Чистозвонову повезло – его поддержали на самом высоком уровне…
Решающую роль в деле сыграло работавшее в городе отделение Союза воинствующих безбожников, предложившее обустроить планетарий в храме. Во времена богоборческой кампании идея в буквальном смысле заместить веру наукой пришлась как нельзя кстати, и обратить внимание местных партийных органов на полезную атеистическую инициативу не составило труда.
Годом позже планетарий был придирчиво осмотрен и одобрен комиссией из Москвы. Составленный тогда документ получил довольно забавное название – «Акт приемки звездного неба». За полтора месяца со дня открытия планетарий посетили примерно семь тысяч человек. О событии писали все районные и центральные газеты, в том числа «Правда». В публикациях Чистозвонова называли «механиком Вселенной» или «прорабом звездного неба», а власти отметили конструктора премиями, грамотами. Собранная «из того, что было» система пережила войну и исправно работала еще десять лет.
– Судьба самого изобретателя трагична, – рассказывает Ольга Мазурук. – В войну, в отличие от многих других горожан, он не уехал в эвакуацию из оккупированного Донского. Будучи сотрудником угольного треста, единственным в городе техником, Чистозвонов попал в руки немцев, которые заставили его отремонтировать водопровод. Уже в 1942 году по наводке кого-то из местных он был задержан и вскоре расстрелян. После его, конечно, реабилитовали…
С момента переселения в новые «квартиры» разобранный планетарий лежит в коробках. Если свод церкви идеально подходил для проекции звездного неба, то нынешнее здание музея для этого совсем не годится.
– Возможно, система, что хранится у нас, морально устарела. Но она есть, она рабочая, и все мы не оставляем надежды, что однажды будет построено новое здание планетария, – вздыхает Мазурук.
Сергей КИРЕЕВ
и из архивов музея
Кладбище древних животныхТак получилось, что краеведческий музей в Донском –старше самого города, который получил этот статус в 1939 году. Музей же заработал четырьмя годами раньше – в одноименном поселке.
Тогда экспозиция целиком посвящалась Подмосковному угольному бассейну, и в музее было все то же, что и за его стенами, – шахтерский быт. Фигуру обутого в лапти горняка, в три погибели согнувшегося в шахте, сделала из папье-маше имевшаяся тогда в штате учреждения творческая группа. Проклеенная бумага – один из самых крепких материалов, и за почти 80 лет с ней ничего не случилось. Шахтер так и сидит у музейной стены – в натуральную величину, между прочим.
Среди других «подземных» артефактов, выставленных здесь, – две настоящие вагонетки: одна еще довольно свежая, а другую время не пощадило.
Во время попытки добывать уголь открытым способом, причем не рыть, а размывать земляной пласт струей воды под высоким давлением, в Донском обнаружили настоящее кладбище древних животных, живших 200 тысяч лет тому назад. (Сейчас на том месте зона отдыха «Голубая вода».) Так экспозиция пополнилась фрагментами скелетов мамонтов и первобытного бизона.
В военные годы музей не отступил от традиции «показывать реальность». Посвященная Великой Отечественной выставка здесь открылась в 1942 году. Музейщики просто отправлялись в близлежащие поля, где шли бои, и собирали там свой «урожай» страшных экспонатов: разорвавшиеся снаряды, гильзы, коробку от пулеметной ленты. Удивительно, но военное положение не переиначило жизнь горожан настолько, чтобы они отказали себе в удовольствии посетить экспозицию.
Вплоть до перестроечного времени музей располагался в здании Спасской церкви. Ее купола долгие годы выполняли совершенно особую роль: оказалось, под их сводами можно разместить планетарий.
Он появился в Донском в 1940 году, и сейчас в музее за стеклянной витриной хранится афиша, чем-то напоминающая цирковую. Ярко-красная надпись сообщает: «Открыт второй в СССР планетарий. На сеансах демонстрируется: звездное небо, солнце, фазы луны, движение планет, комет, протуберанцы, падающие звезды, полярное сияние, рассвет, восход солнца, облака и другое. Сеансы-лекции на различные антирелигиозные и астрономические темы». Рядом лежит все, что осталось от механизма, – пара линз в потемневшей оправе.
Механик Вселенной
– Над планетарием работал буквально весь город. Это было что-то вроде субботников, только люди не улицы мести ходили, – поясняет заместитель директора музейного комплекса «Бобрики» по научной работе Ольга Мазурук. – Доподлинно известно: сложную систему собрали буквально из того, что попадалось под руку. Брали жесть от консервных банок, прокалывали дырочки, и свет потом, проходя сквозь них, «рисовал» созвездия. Дорогостоящую оптическую аппаратуру заменили стеклами обыкновенного проекционного фонаря. Детали изготавливали на заводах Донского. Автором проекта был сотрудник музея Михаил Чистозвонов. Он не имел профильного образования – просто энтузиаст и ученый-самоучка, который интересовался астрономией и загорелся идеей изготовления собственного планетария. Однако же желание – это одно, но, как известно, без помощи ничего не делается. Чистозвонову повезло – его поддержали на самом высоком уровне…
Решающую роль в деле сыграло работавшее в городе отделение Союза воинствующих безбожников, предложившее обустроить планетарий в храме. Во времена богоборческой кампании идея в буквальном смысле заместить веру наукой пришлась как нельзя кстати, и обратить внимание местных партийных органов на полезную атеистическую инициативу не составило труда.
Годом позже планетарий был придирчиво осмотрен и одобрен комиссией из Москвы. Составленный тогда документ получил довольно забавное название – «Акт приемки звездного неба». За полтора месяца со дня открытия планетарий посетили примерно семь тысяч человек. О событии писали все районные и центральные газеты, в том числа «Правда». В публикациях Чистозвонова называли «механиком Вселенной» или «прорабом звездного неба», а власти отметили конструктора премиями, грамотами. Собранная «из того, что было» система пережила войну и исправно работала еще десять лет.
– Судьба самого изобретателя трагична, – рассказывает Ольга Мазурук. – В войну, в отличие от многих других горожан, он не уехал в эвакуацию из оккупированного Донского. Будучи сотрудником угольного треста, единственным в городе техником, Чистозвонов попал в руки немцев, которые заставили его отремонтировать водопровод. Уже в 1942 году по наводке кого-то из местных он был задержан и вскоре расстрелян. После его, конечно, реабилитовали…
«Небо» в коробкахВ 1955 году музейщики купили новый, более современный аппарат взамен чистозвоновского, а спустя 20 лет – еще один. В 1991 году Спасскую церковь, как и многие другие в России, вернули верующим, и краеведческий музей перебрался в здания по соседству. Это бывший детсад (а еще раньше – жилое здание) и два дома-близнеца, принадлежавшие некогда верхушке угольного треста и построенные в 30-х годах, но не выглядящие типичными ни для того временного периода, ни для какого-либо еще.
С момента переселения в новые «квартиры» разобранный планетарий лежит в коробках. Если свод церкви идеально подходил для проекции звездного неба, то нынешнее здание музея для этого совсем не годится.
– Возможно, система, что хранится у нас, морально устарела. Но она есть, она рабочая, и все мы не оставляем надежды, что однажды будет построено новое здание планетария, – вздыхает Мазурук.