Рекламный баннер.

Культура

18:59, 10 октября 2016

На арене – лихие джигиты

На арене – лихие джигиты
 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Когда девятнадцать лошадей несутся по манежу, в зале – ветер. И зрители, замерев, в восторге смотрят на это зрелище, как на стихию – на вихрь, ураган, способный закружить и умчать за собой!..

Так выглядит новое шоу в Тульском государственном цирке, созданное народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии, «лучшим джигитом отечественного цирка» Тамерланом Нугзаровым. Он уже привозил в наш город свои постановки «Салют Победы» и «Вива, Зорро!», а теперь представил тулякам «Горскую легенду о любви».
Сценарий написали Тамерлан Нугзаров и его жена Светлана Авдеева. Когда-то на их выступлении присутствовал народный артист Махмуд Эсамбаев. И, познакомившись с циркачами, знаменитый танцор подал им идею вспомнить древний кавказский обычай: когда женщина бросает платок между враждующими сторонами, бой должен прекратиться, и на основе этого сделать номер.
– Тогда у нас была другая работа, и сразу взяться за постановку мы не могли, – рассказал Тамерлан Нугзаров. – Но идея пришлась по душе, и мы с женой вынашивали планы, как воплотить ее на манеже.
С «Горской легендой о любви» труппа Нугзарова побывала в 25 странах, выступала на самых престижных площадках. Есть варианты текста на английском и других языках, чтобы смысл происходящего был понятен зрителям в Америке, Канаде, странах Европы, Азии.
В самом начале звучит в исполнении Светланы Авдеевой стихотворение Расула Гамзатова:

В горах мужчины ссорились,
 бывало,
но женщина спешила к ним –
 и вдруг
платок мужчинам под ноги
 бросала –
и падало оружие из рук!!!
О женщины! Пока
в смертельной злости
не подняли мечей материки,
Мужчинам под ноги скорее
бросьте
свои в слезах намокшие
 платки…

Эти слова словно задают тон спектаклю, где есть и любовь, и смерть, а жизнь, конечно, побеждает.
Тамерлан Нугзаров, отвечая на вопрос, кем можно считать его наездников, которые выполняют на полном скаку немыслимые трюки, – циркачами или спорт­сменами, сказал:
– Они – артисты с прекрасной физической подготовкой. Но цирк ни в коем случае нельзя сравнивать с конным спортом: здесь лошадей обучают совсем иным приемам, отрабатывают разные трюки. Наши красавцы умеют не только гарцевать, они кланяются, играют перед публикой. Цирковые звери учатся всегда быть среди людей: для них важны аплодисменты, похвалы.
– И при этом наездники словно прилипают к седлам…
– Мы стараемся пустить лошадей по кругу на максимально большой скорости, чтобы публика увидела, насколько трудные, рискованные трюки они выполняют, какой сложный уровень джигитовки.
– А где был изготовлен поднимающийся мост, который выдерживает вес лошадей и наездников?
– Поначалу мы работали без него: в некоторых цирках есть опускающиеся лестницы, в Туле – в том числе. И я прямо по ступенькам скакал наверх – конь был приучен к трюку. А потом придумал и сконструировал мост и лифт, который опускает лошадей, и специалисты на одном из столичных заводов воплотили мой замысел. Спектакль «Горская легенда о любви» туляки сейчас видят в обновленном варианте: сюда добавлены новые трюки, участвует балетная группа.
– Сколько человек в вашей программе?
– Пятьдесят участников и двадцать пять лошадей, а еще – семь медведей, собаки, два леопарда.
– Тот хищник, что выступал сегодня, – весьма агрессивный.
– Его зовут Лорд, он совсем молодой, но так обожает мясо, что когда его по ходу действия по­ощряют, то запихивает его прямо лапами в пасть, не обращая никакого внимания на зрителей. Для Лорда мясо – главное лакомство, он за него станцевать готов.
– Здесь все работает на создание образа: музыка, танец, и очень хороши у вас костюмы – яркие, в национальном стиле.
– Над ними работали театральные художники, которые изучали горские традиции, потом адаптировали одежду к цирковой, подходящей для выступлений.
Еще мы приглашали преподавателя по фехтованию – и для «Вива, Зорро!», и для «Горской легенды», где наездники сражаются на саблях, так что искры летят в полумраке.
У нас многонациональный состав: армяне, грузины, русские, осетины, татары. Цирк – вне розни, вне вражды, это искусство, которое всех примиряет, и мы хотим напомнить об этом людям.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему