Культура

09:00, 05 июля 2013

На Родине последней святой

Наша Тульская земля богата историческими местами, которые влекут к себе людей из всех краев. Одно из них – старинное село Себино, неподалеку от Куликова поля и Епифани.
«Восьмой столп России»
В начале ХХ века в окрестностях этого уездного города действовали двадцать церквей, а в самой Епифани – пять. Все они были приходскими, со своим причтом, почти все выстроены из кирпича (нередко местного производства), при нескольких были колокольни.
Для православных людей это место знаменито тем, что здесь родилась Блаженная Матрона (Матрена Дмитриевна Никонова) – последняя святая в нашей стране. Раньше деревня от села отличалась тем, что в последних были церкви, вот и здесь высится храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный, по преданию, на том самом месте, где проходил военный совет Дмитрия Донского накануне великого сражения. Говорят, именно сюда подтягивались обозы, шли ополченцы, которые наутро, «перейдя бродами Дон», отправились сражаться за Русь. А потом, чтобы отметить это историческое место, возвели храм, поначалу – деревянный, а в 1881 году его выстроили заново, на этот раз – каменный. В том же году родилась святая Блаженная Матрона, которую Иоанн Кронштадтский назвал «восьмым столпом России». Дар духовного рассуждения, способность исцелять, предсказывать события у нее проявились в раннем детстве, лет с семи. А подросшую Матрюшу дочь местной помещицы Лидия Янькова, восхищавшаяся ее даром, возила в Киево-Печерскую, Троице-Сергиеву лавру, в другие святые места.
Уже двенадцать лет настоятелем в Себине служит протоиерей Игорь Горошко, который рассказал:
– Что имел в виду святой Иоанн, который так удивительно нарек слепорожденную девочку-подростка, присутствующую на его службе, – нам не понять. Может, предвидел, что после святой Блаженной Матроны никто уже не совершит чудес в тяжелом и кровавом XX веке? Но духовным зрением он увидел ее во время службы, когда изрек: «Расступитесь, дайте проход!» Это удивительно: двое российских святых – не где-то в глубине веков, а почти рядом с нами. Можно рассматривать не только их иконописные изображения, но и фотографии. Сохранился снимок и Лидии Яньковой, и отца Василия Троицкого, который был настоятелем этого храма в то время и крестил новорожденную Матренушку, об этом можно прочесть в ее житии. Совсем недавно мы воздвигли ему крест возле храма. У этого человека также была удивительная судьба: служил воинским приставом всех тульских военных училищ, участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, сражался на Шипке, там же, где и генерал Радецкий, в Подольском гренадерском полку. И был момент отчаяния, когда Троицкий и его боевые товарищи находились в долгой осаде, погибли все офицеры, и отец Василий принял командование, воскликнув: «Братцы! Наша смерть подходит, но умрем мы не как собаки – погибнем за веру православную, за царя и Отечество, за братьев-христиан! Утром пойдем на прорыв: кто со мной отважится, тот спасется». И поутру, взяв в правую руку крест, а в левую – винтовку со штыком, засунув полы рясы за пояс, он повел воинство в атаку, и с ним вместе живыми вышли около сорока человек нижних чинов. За этот подвиг отец Василий получил награды – серебряный крест с рубинами и еще один – с георгиевской лентой. А после русско-турецкой кампании он был направлен священником сюда, в село Себино, где через три года крестил будущую святую и навсегда вошел в историю…
Молитвами
она спасала храм
Село Себино прежде называлось Старо-Медвежево: по фамилии владельца, тульского генерал-губернатора. А еще раньше им владел некий татарин Собин, прославившийся в Куликовской битве, от его имени и пошло сегодняшнее название. Сколько было в стране страшных событий, но молитвами святых живет земля Российская. С 1937 по 1947 год храм в Себине был закрыт, богослужения прекратились, но когда разрушались церкви в окрестных местах – Суханове, Куликовке, Муравлянке, Покровском, Карачаеве, не пощадили даже храм в Монастырщине, построенный в честь погибших в Куликовской битве, церковь, где почти сорок лет молилась Матрона, сохранилась. И не было здесь ни складов, ни зернохранилищ: только вознамерятся колхозные активисты занять это помещение под хозяйственные нужды, так то ключей не найдут, то еще какая оказия случится. В народе говорят: матушка Матрона в свой храм не пускала, был он сбережен от осквернения ее молитвами, даже фашисты эту церковь не тронули. А если взглянуть на карту радиоактивно загрязненных территорий Тульской области после аварии на Чернобыльской АЭС, то можно увидеть, что вдоль села Себина с севера на юг тянется «чистая полоса» примерно в 15–20 километров – словно кто-то незримой ладонью прикрыл это место.
В Свято-Успенском храме три престола: в честь Успения Божией Матери, святого князя Александра Невского и Блаженной Матроны. Иконы здесь древнейшие, есть и такие, что принесены в дар прихожанами в разные времена. Под образом «Всех скорбящих радость» стоит подпись: «Сия икона пожертвована воином деревни Журишки Федором Киселевым», «Скоропослушница» подарена неким мещанином, а «Успение» пожертвована  «За упокой души девицы, дворянки Екатерины». Здесь собрано множество святынь, и если люди ездят в паломничество по всему миру, то у нас – все рядом: есть даже ковчег с мощами сорока Севастийских мучеников, которые специально для этой церкви были переданы митрополитом Филофеем из Салоников, подобного нет и в самой Москве, в храме, нареченном в их честь.
Встречает всех входящих икона матушки Матроны с частичкой мощей, что по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II передана была в дар настоятельницей Свято-Покровского монастыря Феофанией: туда мощи святой в 1998 году были перенесены для поклонения. А при входе, где всегда становилась, приходя молиться, Блаженная Матрона, висит детская газета «Белая птица». Предание гласит, что такая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами явилась во сне Наталье Никоновой, перед тем как она произвела на свет своего четвертого ребенка – слепую девочку, которой дано было зреть многое…
И в воде не тонула,
и в огне не горела
В начале 2000-х в Себино приезжала Зинаида Жданова, у которой долгое время в Москве жила старица. На момент посещения Себина Зинаиде Дмитриевне было уже под девяносто, но она помнила прощальное напутствие, полученное от святой Блаженной Матроны: «Живи, ничего не боясь, ты и в воде не потонешь, и в огне не сгоришь». А испытаний на долю Ждановой выпало немало: арест, допросы, репрессии. Когда ее везли в лагерь вместе с другими заключенными, в барже обнаружилась течь. Матрос крикнул в трюм, где было битком народу: «Верующие есть? Молитесь!..» Они и молились, стоя по колено в подступающей воде, и ожидали неминуемой гибели, потому как были на расстоянии нескольких километров от берега. И вдруг – чудо! Спаслись! Еле выпрыгнуть успели да вплавь кое-как добрались до берега, как затонула та баржа. А в другой раз, когда Зинаида работала на лесоповале – по двенадцать километров ходили каторжане лес валить, ветки обрубать, – загорелась у нее фуфайка от костра, еле скинуть успела. А на дворе – сорокаградусный мороз, раздетому человеку – погибель. И вдруг подъезжает женщина на подводе – заблудилась в лесу, Зинаиду посадили в сани, сеном, тряпьем закутали и отправили в лагерь… И много еще чудес случалось в жизни людей, которых благословила святая Матрона, и у тех, кто с верою в душе молится и просит у нее помощи.
Спасемся ли?
Рядом с храмом находится старое кладбище, на котором захоронены многие жители села, в том числе родители святой, чета Никоновых. В войну, когда нечем было топить, местные жители пожгли все кресты со старого погоста. А теперь здесь установлен один, им обозначены сразу все захоронения. Службы в себинском храме проходят два дня в неделю, по субботам и воскресеньям, и люди едут сюда отовсюду, возле церковных ворот выстраиваются машины с номерами разных регионов.
– О разных событиях, новостях люди сегодня узнают из теле- и радионовостей, читают в Интернете, – говорит отец Игорь. – Но знания о святых к верующим приходят особым путем, ведь у каждого человека – своя дорога в религию и к нашим святыням. Случается, что кто-то в Себино едет за тысячи километров, а люди, живущие в Кимовском районе, не знают, как  сюда добраться. Москвичей летом бывает много, потому что здесь у них дачи, а кто-то, перебравшись в столицу, в выходные навещает родителей, вот и заезжают в храм, детей приносят крестить. Венчаний немного – в год не больше двадцати пар, а когда спрашиваешь, что знают про День Петра и Февронии, пожимают плечами.
– А о чем просят?
– За икону святой Блаженной Матроны суют записки: «Хочу зарплату в сто тысяч рублей», «Хочу машину, больше чем у соседа», хочу, хочу – как капризные дети… Молиться, каяться не умеем, а вот просить нас и учить не надо. Не зря баптисты говорят о православных: «Мы свое Евангелие не целуем, но читаем, а вы не читаете, но только целуете…» В любом религиозном объединении каждый прихожанин может проповедовать, а у нас памяти хватает только на запоминание сериалов. Но изучение трудов богословов сегодня перестало быть привилегией узкого круга людей, оно доступно всем, и это необходимый элемент выживания человека в современном мире. Новые средства общения, передачи информации, кроме удобств, несут в себе и возможность воздействовать на людей, и сколько там чуждого нам, россиянам, чья страна всегда, и в советское время, отличалась целомудрием, а нам с экранов демонстрируется безнравственное. Но не все, в том числе из области религиозного, можно принимать в душу: нужно учиться думать, аргументировать, и когда сегодня Церковь призывает защищать веру, она заботится прежде всего о каждом из нас: это защита себя самих, наших детей.
– Наверное, сюда едут люди с разными историями, непростыми судьбами?
– Сюда едут в основном с проблемами, с болью, пройдя тяжелый путь испытаний, обращаются к святой за защитой, за помощью. Жаль, мы пока не научились приходить в храм с радостью, редко кто приходит поблагодарить Создателя за то хорошее, что случилось в его жизни. Сейчас время Петровского поста, это время аскезы для эмоций, желудка, и хорошо бы человеку в этот период смирить себя и заставить выучить слова молитв или хотя бы по нескольку фраз в защиту почитания икон – через «скучно», через «некогда». Мир земной дарит нам некую картинку, которую можно созерцать в свое удовольствие, забывая о мире внутреннем. А пост четырежды в год дает возможность заглянуть внутрь души, задать себе вопросы: «Зачем я живу? Люблю ли ближних? Не творю ли зла?..»
Марина ПАНФИЛОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий