Культура

09:00, 04 ноября 2016

На саксофонах и гитарах

Международный фестиваль импровизационной музыки «Джазовая провинция» – нестандартный и удивительный. Его недаром называют «передвижным»: это единственный в истории отечественного джаза музыкальный проект, который проходит сразу в нескольких российских городах.

 Марина ПАНФИЛОВА

Тула уже давно входит в их число: в минувшие выходные в областной филармонии поклонники этого направления в первый день могли послушать знаменитый Московский джазовый оркестр под руководством Игоря Бутмана, во второй – Eric Alexander Quartet и Marion Covings (США), Santiago Ferreira Band (Бразилия – Словакия – Чехия) и Vintskevich Jazz Art (Россия, Англия).
На церемонии открытия XXI Международного фестиваля «Джазовая провинция» гостей и участников приветствовал губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
– Уверен, что музыканты подарят нам настоящий праздник, позволят окунуться в незабываемую атмосферу «эпохи джаза», – сказал глава региона. А затем поздравил Игоря Бутмана с прошедшим юбилеем: 27 октября знаменитому джазмену исполнилось 55 лет. Алексей Дюмин подарил музыканту тульский самовар и пожелал счастья и новых творческих свершений.
Отвечая на вопросы журналистов, Игорь Михайлович отметил:
– Фестиваль развивается, появляются новые имена, новые города, для меня всегда большая честь, когда меня зовут принимать в нем участие. Инициатор и бессменный руководитель «Джазовой провинции» – известный в мире музыкант Леонид Винцкевич, который живет в Курске и делает большое дело, привозя лучшие произведения и исполнителей джазовой музыки в города, которые мы называем провинцией, – но уровень исполнения здесь зачастую бывает не ниже столичного.
Открываются новые имена, приезжают музыканты из разных мест России и разных стран. Потом очень интересно, что много создается новых ансамблей в рамках «Джазовой провинции», когда этот проект идет по нескольким городам, тоже здорово. Музыканты сыгрываются, выходят в какой-то правильный ритм, и фестивали становятся все более интересными. Так что я очень рад, что могу принять участие.
Мы смогли сделать фестиваль двухдневным, кроме того, мы смогли поддержать различных музыкантов. К примеру, трио Лебедев-Кравцов-Ревнюк, которые выпустили свой первый диск на нашей пластиночной компании (лейбл Игоря Бутмана). Также выпустил свой диск секстет Ильи Морозова – с Викторией Кауновой, и мы рады, что таких талантливых артистов мы можем показать на этом фестивале в Туле. Ну и оркестру Игоря Бутмана тоже большое удовольствие играть на фестивале.
– Говорят, ваши выступления расписаны на два года вперед?
– Действительно, график плотный, но мы все-таки смогли в него вставить Тулу, тем более что это город моих предков по материнской линии.
Константин Павлович Колзаков, генерал, один из основателей кадетского корпуса, жил в этих краях в XVII веке, участник наполеоновской войны. Павел Андреевич Колзаков – адмирал, генерал-адъютант, участник вой­ны с Наполеоном. А его младший брат Андрей был директором Тульского кадетского корпуса. Так что меня сегодня ваш губернатор недаром назвал почетным туляком. О своих корнях я узнал относительно недавно, я принимал участие в программе «Моя родословная» Первого канала, оказалось, что я имею отношение к Туле.
Я здесь неоднократно гастролировал, помню наши концерты с Олегом Лундстремом в 1983 году, выступление с ансамблем Николая Левиновского...
Уже в современной России, когда мы приехали с Даниилом Крамером на его маленькой машинке сюда, у нас был один из лучших концертов – потому что здесь стоит замечательный, великолепно звучащий «Стейнвей» и плюс акустика прекрасная... Так что, надеюсь, мы будем чаще приезжать в Тулу. Во-первых, это недалеко, а во-вторых – у нас есть очень хорошие дружеские отношения с Алексеем Геннадьевичем Дюминым. И может быть, это поможет сделать часть джазовой жизни в Туле еще разнообразнее…
– Чем вы порадуете своих земляков сегодня?
– С нами приехали два замечательных музыканта: Ярослава Симонова, девочка, чей талант мы открыли полтора года назад, но она уже с нами побывала и в Америке, и во Франции. Ей всего 12 лет, но она прекрасная исполнительница джаза, а когда мы с ней познакомились, ей было 10. Она будет петь с нами и джазовую классику, и песни группы Doors.
С нами также играет Олег Аккуратов, блестящий пианист и вокалист, у него проблемы со зрением (он слепой с рождения). И в Нью-Йорке, где мы выступали, пришел к нам такой же человек, тоже с проблемой по зрению – Хосе Фелисиано, и они вместе спели песню Моррисона «Light My Fire».
Мы сыграем джазовую классику, обработку Левиновского – до-диезную прелюдию Рахманинова, сыграем Дюка Эллингтона, мои композиции.
– Благодаря этому фестивалю можно увидеть, как активно интересуется джазом молодежь…
– Очень приятно, что сегодня наша аудитория помолодела. Наши старые поклонники – люди всех возрастов – остались, но мы видим также и много молодых лиц.
И омолаживается наш оркестр. Радует, когда из него выходят музыканты, которые потом сами становятся звездами и лидерами своих групп. Трубач Вадим Эйленкриг стал звездой, играл на ТВ в проекте «Танцы со звездами», а сейчас выступает по всему миру. Также с нами играла тромбонистка Алевтина Полякова, которая теперь руководит собственным оркестром.
А мы набираем молодых музыкантов: недавно пришел саксофонист, ему 22 года, Антон Чекуров. А на смену нашему ветерану Виталию Соломонову пришел молодой контрабасист – 27-летний ­Сергей Корчагин. Мы не ищем кого-то специально, но как только увидим талантливого и способного человека, приглашаем.
– Игорь Михайлович, вы участ­вовали в различных телепроектах, к примеру – в «Ледниковом периоде». Есть еще какие-то планы?
– Надеюсь, что больше ничего подобного не будет. Все-таки я музыкант, продюсирую, композитор. Но если начинаешь принимать участие во многих шоу, то ты уже становишься человеком телевидения, и основное призвание – музыка – от этого не выигрывает. Конечно, если пригласят, мне будет трудно отказаться, я человек азартный. Но хорошо, что уже в прошлом шоу «Бокс со звездами»: ведь могут и побить – какой-нибудь Джигурда, например.
– У нас на фестивале «Улыбнись, Россия!» выступала саксофонистка Вероника Кожухарова. Как вы относитесь к тому, что женщины тоже играют на этом инструменте?
– У меня нет никакого предвзятого отношения. Есть замечательные саксофонистки с мировым именем, которых мы знаем. И девушки играют на трубах и тромбонах, могут быть даже более усердными музыкантами, более ответственными. У нас же была девушка, которая играла на тромбоне, что еще сложнее, чем саксофон, но она ушла, потому что у нее начала получаться ее сольная карьера. И мы уговаривали ее остаться до последнего.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему