Рекламный баннер.

Культура

11:50, 08 октября 2018

На языке музыки

Марина ПАНФИЛОВА

81-й сезон в Тульской областной филармонии открылся выступлением Государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы" под руководством народного артиста СССР и РФ, дирижера Владимира Спивакова.

Были исполнены произведения Моцарта, Шопена, Гайдна, Грига. Во время концерта Владимир Теодорович не просто одним мановением палочки,но движением брови, улыбкой превращал огромный коллектив в единое целое. А публика сидела как завороженная два часа, внимая ее величеству Музыке.

Оркестру в следующем году исполнится сорок лет. "Виртуозы Москвы" - это целый пласт жизни для людей практически двух поколений, выросших на музыке этого коллектива. Музыканты привыкли к аншлагам, которые преследуют их все сорок лет. У "Виртуозов" даже был музей щепок, которые образовались, когда поклонники двери в концертные залы.

На этот раз публика сидела не только в зале, на сцене присутствовали учащиеся из шести тульских музыкальных школ, после концерта ребята подошли к Владимиру Теодоровичу, чтобы поблагодарить за концерт и пообщаться.

А в первом отделении исполнялся 9-й фортепианный концерт Моцарта, с оркестром выступила 13-летняя Александра Стычкина – дочь известного актера Евгения Стычкина. Давать юным музыкантам шанс играть с профессионалами – одна из традиций коллектива.

Рассказывая о своем благотворительном фонде, созданном четверть века назад, Спиваков отметил:

– Эта деятельность дает мне ощущение гармонии с миром, счастья, внутреннего покоя – ничего лучше, чем улыбка ребенка, на свете не существует. Там достаточно много программ со странными, на первый взгляд, названиями. К примеру – «Дети на обочине»: это когда юные музыканты нашего фонда играют для своих ровесников, попавших в колонии, которых у нас, оказывается, много. Но, по моему глубокому убеждению, дети не рождаются преступниками, а если становятся ими, то в этом виноваты взрослые, которые не смогли уберечь от окружения, нехорошей компании, не помогли получить образование, убедить, как надо жить, а чего нельзя делать. И «деток в клетке» очень жалко, для них такой концерт – как луч света в темном царстве… Знаете, как сказал Конфуций: «Лучше спасти жизнь одного ребенка, чем строить семиярусную пагоду». Есть и другие направления деятельности фонда – к примеру, сейчас дети, имеющие его поддержку, разлетелись по разным странам: в Италию, в Грецию, Англию, Испанию – и там представляют Россию.

– Вы руководите «Виртуозами Москвы», Национальным филармоническим оркестром России, возглавляете собственный благотворительный фонд, являетесь президентом Московского международного Дома музыки. Как распределяете время?

– «Чем больше человек занят, тем меньше времени на грехи». А если серьезно, то фондом я управляю не сам, а люди, которым доверяю, и точно знаю, что любая полученная сумма будет истрачена целенаправленно на помощь детям. И не только нашим маленьким соотечественникам, но и малышам в других странах бывшего Советского Союза, где есть отделения фонда – культурное поле не должно разрушаться, это важно и для мира в целом.

– Сегодня много говорят, что современные дети иначе воспринимают музыку, быстрее на все реагируют.

– Несомненно, но если в человеке присутствует талант, он мгновенно узнаваем. 1 октября, в Международный день музыки, открылся XV фестиваль «Москва встречает друзей», он будет продолжаться 10 дней. Участвуют почти 2000 детей из 38 стран: Японии, Великобритании, из Прибалтики, с Украины, Азербайджана, Грузии, Армении, из 50 регионов России, даже из Якутии. Пусть у нас в политике не со всеми государствами  все гладко в отношениях, но дети прекрасно ладят друг с другом.

– Интересно наблюдать, как ваш оркестр живет на сцене – словно единый организм, наверное, даже дышат в унисон?

– А иначе не может быть, мы работаем вместе много лет, понимаем друг друга без слов. Этот состав можно назвать «опус-2», из первых осталось только два человека: контрабасист Григорий Ковалевский, который также является директором коллектива, и я.

– Вы в прошлый приезд в Тулу выступали в нашем концертном зале еще до ремонта. Как вы оцениваете его сейчас?

– Все просто замечательно! Звучит прекрасно, размер сцены хороший для камерного оркестра, да и для симфонического. Сегодняшним выступлением все музыканты довольны, публика принимала прекрасно, у вас умные, понимающие зрители. В прошлый раз помню, как мы играли «Времена года» Вивальди, и я, показав на молодых музыкантов, сказал: «Вот, видите, какие у меня дети!» А женщина из зала откликнулась: «Какой отец – такие и дети!»

– Да, если «отец» – Гражданин Мира, то и дети – разных национальностей.

– Так и есть. К примеру, один из наших скрипачей – кореец российского происхождения. И в Китае, Узбекистане его принимали за своего, обращались то на китайском, то на узбекском языках…

– У вас интернациональный язык – язык Музыки. Мы слышали, что один из оркестрантов на конкурсе выиграл скрипку, а ваша скрипка…

– Не моя, к сожалению!.. И не будет моей никогда, дана в пользование – пока я жив или пока пальцы двигаются. Кстати, 14 октября мы едем играть на родину ее создателя – Антонио Страдивари, в Италию, в город Кремону. Организаторы гастролей пошли на все наши условия, даже оплатили приезд клавесиниста Сергея Безродного из Испании. И клавесин ему разместят, поначалу с этим была проблема. В Венеции пройдет концерт детей моего фонда, я буду там, и по этому поводу было сказано: «Ради Бога – и машину за вами пришлем в Венецию!».

– В последнее время ваш коллектив исполняет современную музыку, написанную во второй половине ХХ века. А что из академической музыки, написанной в XXI веке, вам интересно?

– Есть интересные композиторы, в том числе в России, но они, во-первых, мало пишут для скрипки – все больше оперы, балеты. В ближайшее время с Национальным филармоническим оркестром России будем исполнять «Реквием» британского композитора Дженкинса, написанный в 2006 году.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему